Броски для «чайников»

Опубликовано: 30 августа 2018 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Боевые искусства и жизнь
Tags: , , ,

Знаменитый джитсер Рой Дин, который практикует БЖЖ, Айкидо и Хакко Деншин рю

Кто, смотря на показательные выступления самбистов, дзюдоистов и прочих борцов не мечтает научиться так бросать? Так, чтобы сгреб супостата в охапку и бац – он уже влип в землю и встанет очень нескоро. Чтобы впредь знал как до наших лезть.

Однако…до этого проходят годы, и не у всех это получается. Одна из причин – то, что слишком много приемов изучают и вследствие этого слишком мало времени уходит на шлифовку каждого конкретного приема.

Мое мнение таково: чтобы научиться бросать на землю любого среднего человека, нужно выработать до автоматизма всего три броска.

  • Передняя подножка
  • Задняя подножка
  • Бросок проходом в ноги

 

Как же так? Спросите вы. Ведь в самбо, дзюдо, вольной борьбе и т.д. десятки и сотни приемов.

Аргументирую.

Теория. Обычный человек может выучить 3-4 приема. Мастер спорта 5-6. Чемпион не больше десятка. Все остальные приемы чемпион знает, может показать, знает, как им противодействовать, но никогда не применит в более-менее серьезном поединке. Почему? Да потому что, резервы человеческого мозга ограничены. Не может мозг работать по нескольким двигательным программа одновременно. В лучшем случае он может быстро выбрать что-то одно из двух-трех.

А теперь более важный аргумент. Все приемы делятся на две основные группы:

  • Броски на движении противника вперед
  • Броски на движении противника назад

 

То есть, как говорил один борец: «если противник тянет на себя – бросайся в ноги, если противник идет на тебя – делай бросок с подворотом».

И, наконец, обратимся к биомеханике. Что такое бросок?

Бросок – это сочетание одного или более ударов и толчков с одним или более захватом. Исходя из этого, мы можем выделить только два типа бросков: первый сваливание, второй подсечка, подножка, подбив. Первый заставляет противника как бы «споткнуться» о препятствие либо удар, второй, наоборот – выбивает опору из-под ног противника. Первый – голова двигается — ноги стоят, второй – голова на месте – ноги бегут.

Вывод – зачем отрабатывать десять бросков, если можно отработать два-три.

Теперь примеры из практики боевых искусств.

В классической борьбе всего два основных приема – бросок через грудь прогибом и бросок через спину. Это не мешает борцу-классику А. Карелину успешно бороться с кем угодно.

Боксеры имеют в своем арсенале лишь три удара: прямой, боковой, снизу. Это не мешает боксеру быть наиболее опасным противником для любого бойца.

В тайском боксе арсенал ненамного сложнее. Те же три основных удара руками, как в обычном боксе, к ним добавлены три-четыре удара ногами, три-четыре удара коленями, три-четыре удара локтями.

Посмотрите на любые соревнования по контактному каратэ – те же три удара ногами: маэ-гэри, маваси-гэри, иоко-гэри. К ним, если уж быть справедливым добавлен один-единственный удар рукой – цуки.

 

Наконец обратимся к авторитету самого Масутацу Оямы.

Какова же была его техника:

«Боевая техника Оямы была лишена всякой вычурности. Он использовал простейшую технику: из ударов руками —

  • сэйкэн гяку-дзуки (прямой кулаком руки, разноименной стоящей впереди ноге),
  • уракэн-ути (хлесткий удар тыльной стороной кулака),
  • маваси-ути (круговой удар кулаком),
  • сётэй-ути (хлесткий удар основанием ладони);
Читайте также:  Боец - наполнение техники

из ударов ногами –

  • кин-гэри (удар в пах),
  • кансэцу-гэри (удар ребром стопы в колено),
  • маэ-гэри (удар вперед) и
  • усиро-гэри (удар назад), и, тем не менее, одолевал любого противника».

Наберется правда, не 3-4, а целых восемь приемов, но все-таки Ояма великий мастер, и для нас это не самый лучший пример. Это идеал, малодостижимый для среднего человека.

И, наконец. Посмотрите любые соревнования по борьбе — число приемов, которые используются на соревнованиях можно перечитать по пальцам. На боях без правил – то же самое.

Теперь, почему именно эти три?

Передняя подножка

Передняя подножка – типичный представитель бросков с подворотом. К этой группе можно также отнести бросок через бедро, через спину, подхват изнутри, бросок через плечи и т.д.

Приемы великолепные, но слишком травматичные. Маты только кажутся мягкими. Когда плюхаешься на них с разгону, они мягкими не кажутся.

При броске через бедро противник летит с большой высоты. Слишком крепко можно грохнуться.

При броске через спину еще хуже – там высота  побольше. Про «мельницу» вообще молчу – там могут бросить с высоты человеческого роста.

Пока не изучена и не наработана страховка и самостраховка, применять такие броски в схватке опасно. Нужно же заботиться о технике безопасности.

Про бросок подхватом изнутри можно сказать следующее – обычно при его выполнении борцы грохаются оба. Трещат ребра и все что попадается, под падающую сверху тушу. Предлагать этот прием для изучения начинающим борцам слишком опасно.

А бросок передней подножкой в этом отношении просто великолепен – он прекрасно учит подворачиваться под противника и относительно безопасен. Главное, он прекрасно нарабатывает умение падать кувырком вперед. Что создает прекрасную базу для всех остальных бросков этой группы.

 

 Передняя подножка из самбо 

 Передняя подножка из дзюдо и грэпплинга 

Бросок проходом в ноги.

Относится ко второй группе бросков, в которую также входят зацепы, задняя подножка, задняя подсечка и т.д.

Наиболее оптимальный момент, если противник вставил ноги вперед. Подцепил их, уперся плечом в живот противника и пихнул как следует! Прекрасно учит падать назад на лопатки, не приземляясь при этом на крестец.

Главное он относительно безопасен. При зацепах и подсечках есть вероятность травмирования ног. Здесь это исключено. А по эффективности – это наиболее распространенный бросок в вольной борьбе.

 Проход в ноги — вольная борьба 

Задняя подножка

И, наконец, задняя подножка, «осото-гэри», по-дзюдоистки. Частенько возникает ситуация, когда противник одну ногу выставил далеко вперед. Идеальный вариант для ее проведения. Плюс прекрасно нарабатывается умение падать назад-вбок.

 Задняя подножка в самбо 

И теперь. Разберем, для чего обычный человек приходит в борцовский зал. Будем прямо говорить – научиться драться. Чем быстрее, тем лучше.

Здесь наиболее эффективен бокс. Но…способность держать удар практически не поддается тренировке. Не случайно же до 50% людей, пришедших в боксерский зал, не задерживаются там более чем на три месяца.

Читайте также:  Боевые броски и захваты

Наработать эти три броска можно и за три месяца до автоматизма. В конце концов, с мастером ушу с двадцатилетним стажем сражаться вряд ли кому придется. А чтобы расшвырять обычных пьяных или обкуренных идиотов в количестве от одного до трех штук такого арсенала  вполне хватит.

Когда новичок приходит в борцовский зал, чтобы выучить множество приемов – он обречен на неудачу. Помните чего вы хотите! Вы хотите научиться бороться так, чтобы сшибать с ног любого противника как можно быстрее.

Для Вас хороши только три броска: передняя подножка, задняя подножка и бросок проходом в ноги.

Этих бросков достаточно, чтобы научиться бросать на землю любого противника. Нарабатывайте только эти три броска. Сконцентрируйте на них все свое внимание. Считайте их главными.

Цель похода в борцовский  зал – натренировать только эти три броска.

Все остальные броски для вас в течение первого года обучения – лишние. Наработка других бросков для начинающего борца будет только мешать в деле изучения борьбы. Тем более, скорее всего, позанимавшись, год, большинство учеников прекратит занятия. Так зачем им забивать голову лишней информацией?

 

Можно задать вопрос – а не будет ли слишком монотонным нарабатывать эти три броска. Нет, не будет. Во-первых, у каждого приема есть масса вариантов. Их можно придумать тысячу. Во-вторых, повторюсь, нарабатывая один бросок, вы создаете базу для целой группы таковых, что напоминает школу «Чой» с ее базовыми движениями корпуса.  В-третьих …

Потому, что основа любого вида единоборств – это спарринг, кумитэ, сход, вольная схватка – можно называть как угодно. В общем – реальный бой. Нет реальной схватки, когда соперники напрягают силы до предела — нет навыков применения приемов. А каждая схватка – это что-то новое. В процессе схватки как раз и нарабатывается чувство противника, т.е. умение реагировать на его движения, чувство устойчивости к рывкам и толчкам, умение поддаться в нужный момент или наоборот нажать со всей силы. 

Не бывает двух одинаковых противников и не бывает двух одинаковых поединков.

Вышеизложенное ярко иллюстрируют наши поклонники айкидо. Ни один «айкидзин» не продержится и минуты против самбиста-перворазрядника. Приемов-то поклонники Уэсибы знают много. Но не могут их применить в реальной ситуации.

Совершенствоваться можно до бесконечности.

Кто-то, подумав, хмыкнет, разве можно бороться с несколькими противниками. То ли дело бокс!? Можно. Но это требует хорошей наработки умения уходит от захватов нырками и подставками рук, что мало кем применяется.  При хорошей маневренности и умении уклоняться от захватов, нырять под захваты за корпус, шею и навыке встречать подставками в плечи проход в ноги и главное, выбрать удобный момент для броска, можно уложить противников не хуже боксера.

Кстати, почему хуже? Что мешает в конце борцовской тренировки в качестве заминки ставить ударную технику на лапах или на мешке? Когда-то «любера» так и делали: основное время на «накачку», а в конце тренировки 10-15 мин на избиение мешка.

 

при написании данной статьи использовались материалы:

сайт «Боевые искусства»/Техника Оямы (Istina.run.ru)

«Да-цзе-шу – исскуство пресечения боя» Ю.Сенчуков.

 

Марченко С.

Редактура — Азамат Чинасов