Движения боевых искусств

Опубликовано: 28 июня 2012 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Боевые искусства и жизнь
Tags:

Сэммо Хунг в выпаде в стойку

Там, где статный европеец отважно ринется грудью вперед, напугав противника и заставив его изготовиться к обороне (если не сразу же нанести упреждающий удар), хитрый китаец словно невзначай качнет расслабленной ногой — и горе самонадеянному грубияну, не обратившему внимания на фактически состоявшийся шаг.

Разумеется, при обычной повседневной ходьбе все эти составляющие как бы свернуты до минимума, и мы вовсе не приседаем на каждом шагу, крутя бедрами и выставляя пятки. Но перед противником нет нужды соблюдать видимость обычной походки, движения боевых искусств всё же отличны от обычной ходьбы, поэтому наши ноги должны двигаться в соответствии с ситуацией и опытом. Хотя все вышесказанное и относится в равной мере к любым типам перемещений, наиболее ярко и зримо оно применяется и проявляется как раз в аюми-аши. Но именно данный тип шага менее всего используется в круговерти реального боя в своем классическом виде. Перед лицом атакующего противника чаще происходит слияние и взаимопроникновение форм шага и поворота. Когда же нам требуется отступить или быстро догнать убегающего врага, то проделать такие маневры гораздо лучше позволяет не аюми-, а цуги-аши. Эта форма весьма редко употребляется в повседневной жизни, зато сторицей искупает подобную нелюбовь в бою, где без неё практически невозможно достичь каких-либо успехов ни в погоне, ни в бегстве.

Читайте также:  Боец - наполнение техники

Техника цуги-аши проста и естественна. Подчиняясь все тому же поясничному маятнику, скажем, вперед, передняя нога делает подшаг примерно на длину ступни. Само собой разумеется, этот подшаг совершенно «пустой». После касания земли пяткой следует мягкий посыл «точки» и переливание веса. Опустевшей задней ноге не остается ничего другого, как подтянуться вслед за «точкой» и завершить формирование той же самой стойки, но уже на новом месте. Хотя описание заняло невесть сколько места и времени, на деле такой шаг совершается легко и молниеносно, без малейших затрат энергии. Из-за того, что его воплощение достигается без привлечения широких амплитудных движений, он зачастую не «прочитывается» противником вовремя, позволяя нам без помех сократить дистанцию. Отход назад производится по той же схеме, только наоборот. Он выручает нас в тех неприятных случаях, когда нужно срочно ретироваться или просто дать себе простор, например, для последующего удара нунчаку. Цепочка последовательных цуги-аши может быть сколь угодно длинной (в разумных пределах) как в ту, так и в другую сторону, позволяя стремительно преследовать либо проворно убегать без потери контроля и устойчивости. Аюми-аши вовлекает тело з излишне мощное инерционное движение, а с остатками неиспользованной инерции приходится бороться. Техника цуги-аши лишена подобного недостатка, оставляя нам свободу стабилизации в любой удобный момент. Именно поэтому незамысловатый подшаг является основной формой перемещений в таких бесприкословно практичных и древних разновидностях искусства, как дзю-дзюцу и кэн-дзюцу.

Читайте также:  Искусство боевых стоек и перемещений. Введение

Особенное значение форма цуги-аши имеет для работы с оружием, любым оружием, будь то меч, цепь, нож или садовые грабли. Никакие тычковые удары, хоть палкой, хоть копьем, невозможны без любимого «маятника». Только он вовлекает в движение всю массу тела, сосредоточенную в центре тяжести, и посылает её через оружие в противника. Самого перемещения ног при этом может почти не быть, но решительно все необходимые фазы и компоненты цуги-аши должны присутствовать. Без них ваш удар останется пустым и безопасным толчком, с ними — поистине пронзит гору! Начало про движения боевых искусств, перемещения и шаги здесь, а  продолжение  тут .

 

  1. Александр:

    Движения, как я понимаю, в боевых искусствах — это один из самых сложных элементов боя. Как бы хорошо ты ни бил, но если не умеешь двигаться, будь готов получить по бубну.

    • Азамат Чинасов:

      Одновременно наибазовейший и самый сложный — это да. Поэтому после отработки ударов с места нужно сразу приступать к работе в движении.