Рейтинг статьи
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голос (-ов), в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Инструктор: Азамат Чинасов. 8-919-114-18-27 О школе

Прежде, чем бежать записываться в приглянувшуюся вам секцию или клуб, необходимо честно ответить самому себе на простой вопрос: «Зачем мне это все надо и чего я жду от длительных, тяжелых и нудных занятий?» Ведь секции боевых искусств есть очень разные. Несомненно, можно извлекать удовольствие (хотя и несколько мазохистского плана) и какие-то общеукрепляющие моменты даже из тренировок по самой что ни на есть жестокой боевой системе, но совершенно излишне строить иллюзии относительно собственной защищенности, подвизаясь, скажем, в однозначно гимнастическом Чань-цюань. Если коротко, то насчет упомянутых трех путей можно сказать следующее.

К боевым, действенным и эффективным направлениям относятся немногие старинные, пережившие века школы, жизненность которых проверена в тысячах и тысячах абсолютно реальных боевых схваток с вооруженными профессионалами. Их перечисление не заняло бы много времени, поскольку таковых осталось, увы, всего чуть-чуть. Это, конечно же, традиционные клановые стили самурайского дзюдзюцу – Дайто-рю, Катори Синто-рю, Ягью-рю и некоторые другие. Это почти все без исключения разновидности окинавского (не путать с японским) каратэ, но только почти, так как и в оплоте неподдельности встречается откровенная мишура, особенно среди осовремененных стилей.

Секции боевых искусств: снаряжение для работы с оружием в Катори Синто-рю

И это, несомненно, подлинный Шаолинь. Не тот, урезанный и оспортивленный, что преподают иностранцам за деньги практичные китайцы, открывая сплошь и рядом секции боевых искусств, а настоящий, сокровенный и многотрудный, во многом все еще закрытый от любопытных глаз досужих «энтузиастов» восточных единоборств.

Вместе с тем, существует также ряд современных разработок, которые убедительно демонстрируют замечательную эффективность наряду со столь же замечательной простотой. Возглавить этот перечень мог бы, скорее всего, ставший ныне чрезвычайно популярным стиль Кадочникова. В мастерском исполнении эти мягкие незамысловатые движения сводят к нулю любую направленную на них ударную, бросковую или какую угодно иную технику, оставляя нападавшего либо в недоуменном, либо в бессознательном состоянии — по выбору исполнителя.

Все подобные системы рождены путем упрощения и рационализации старых школ (чаще всего — того же дзюдзюцу), что бы там ни фантазировали приверженцы России как «родины слонов». К сожалению, при таком подходе под сокращение попадают в первую очередь духовная, философская и этическая составляющие стиля, вкладывая в руки адепта лишь голую технику атак и защит. Экономя на наиболее глубинных и тонких аспектах искусства, человек в минимальный срок получает незримое оружие, эффективность которого зависит только от собственного таланта и усердия. Поэтому современные боевые системы находят применение во всевозможных охранных структурах, элитных спецподразделениях, разведках и так далее. Несомненно, матерый самурай или шаолиньский монах старой закалки в мгновение ока убили бы любого из нынешних профессионалов. Но! И монах, и самурай имели обычно за плечами 15-20-летний стаж тренировок и боев, суровость которых сегодня даже трудно себе представить, тогда как современный спецназовец обязан в сжатые сроки овладеть обширным ассортиментом дисциплин, и «рукопашка» среди них далеко не самая главная. Разумеется, при этом ни о каких десятилетиях не может быть и речи. Конечно, героем наших рассуждений является некий средний специалист, поскольку никогда нельзя брать для сопоставления уникумов, подлинных фанатиков своего ремесла, каких предостаточно во все времена.

Подводя краткий итог сказанному, будет нелишне в который уже раз подчеркнуть, что претендовать на хорошую боевую эффективность можно исключительно как на результат усердных, неимоверно тяжелых и длительных занятий под руководством опытного наставника по любому из приведенных тут или оставшихся «за кадром» стилей боевой направленности. К счастью для всех нас, такие уроки боевых искусств для широкой публики пока что недоступны, или, во всяком случае, затруднен.

Вторым разделом воинских искусств можно считать оздоровительный. Он имеет чрезвычайно древние, но не повсеместные корни. Тогда как в той же Японии, и особенно на Окинаве, силы и время затрачивались почти исключительно с целью стяжания непобедимости, за многие и многие столетия до этого в Поднебесной даосские отшельники практиковали свое хитроумное мастерство для достижения бессмертия, как минимум — долголетия, и обретения Великого Дао. Феноменальная эффективность этих систем в плане самообороны являлась побочным продуктом и никогда не рассматривалась в качестве хотя бы промежуточной цели. Все эти «цветы у дороги» не стоили внимания, как само собой разумеющиеся — настолько грандиозна была конечная цель, хотя говорить о конечной цели в данном случае нелепо. В секциях боевых искусств такие знания передаются, но таких секций мало.

Бросок в школе Ягью

С сегодняшней точки зрения, к оздоровительным можно было бы отнести те стили китайского ушу, плавность и мягкость которых позволяет практиковать их людям любого возраста и физических кондиций — от малых детушек до почтенных старцев. Нисколько не претендуя на обретение боевой мощи, сторонники этих приятных стилей находят покой и отраду, безмятежность духа и крепость тела в недрах гармоничных и, как правило, старинных школ.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие красивые своей рациональностью реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Наиболее яркими представителями раздела являются, конечно, стили «великой внутренней тройки» — Тайцзи-цюань, Багуа-чжан и Синьи-цюань, а также родственные им многочисленные змэйские и уданские вариации. Сюда же примыкают их японские реплики типа Найка-кэн и Таики- кэн, практикуемые выучившимися в Китае мастерами. Хотя боевая эффективность этих древних традиций поистине беспредельна (если не абсолютна), достигнута она может быть лишь десятилетиями ежедневной упорной работы над собой, причем под надзором искушенного учителя, и непременно при наличии некоей «Божьей искры», которая встречается у одного из сотен, если не тысяч. Поэтому все данные стили с небольшой натяжкой можно считать решающими чисто оздоровительные задачи, тем более, что базой им служит тонкое искусство цигун (дословно — «работа с Ци»), Цигун сегодня живет в сотнях разнообразных форм, но наиболее мощные, углубленные и проработанные из них принадлежат, опять-таки, к древнейшему даосскому семейству, в противовес несколько более жесткому и «внешнему» буддийскому. Секции боевых искусств данного направления встречаются не так уж и часто, а вот найти наставника, который бы научил всем боевым аспектам данных школ намного труднее, чем найти школу.

Где-то посередине между боевыми и оздоровительными нашли свое место чрезвычайно многочисленные и разнообразные спортивные стили. В эту обширную и пеструю когорту входят как почти все недавно созданные, современные, так и выродившиеся традиционные школы.

Характерный пример — соответственно, Чань-цюань и спортивное Дзюдо. Если оздоровительно-физкультурный потенциал всех таких стилей весьма высок, то возможности их в боевом отношении вызывают изрядные сомнения, что и подтверждается массой примеров из нашей жизни — как занимательных, так и вполне печальных.

Бросок на соревнованиях по дзюдо

Характерная позиция стиля Чан-цюань

В свою очередь спортивные стили могут быть разделены на чисто спортивные и состязательные, то есть турнирные. В первом случае мы имеем продолжение благородных традиций, когда спорт понимается как в доброй старой Англии лет 150 назад — достойное времяпрепровождение джентльменов, где аспект состязания и соперничества отодвинут на вторые и третьи роли. Тренировка ради тренировки, без азарта, борьбы и погони за призом — такой подход сближает современные спортивные направления с их исходными прототипами. Однако, как ни крути, спорт немыслим без соревнований, и элемент состязания непременно находит свою нишу. Но когда такой подход становится единственно определяющим, тогда полностью отпадает необходимость в какой бы то ни было духовной базе, и занятия превращаются в потное натаскивание к очередному турниру, с четкой и ясной целью — занять определенное (лучше — первое) место.

Если школа или стиль не имеют явно прикладного боевого характера, и ученики данной секции боевых искусств занимаются просто с целью обретения гармонии духа и тела, упорно постигая всю полноту традиции — техники, ритуалов, медитативных и дыхательных комплексов, при отсутствии явного желания или необходимости участвовать в бесконечной череде соревнований самого разного уровня, то такую школу можно назвать спортивной в самом лучшем смысле этого слова. Эти уроки боевых искусств точно пойдут на пользу.

Когда же основной или единственной целью тренировочного процесса является количество призовых мест, завоеванных на всевозможных чемпионатах, а бесспорным мерилом мастерства становится число выигранных схваток, тогда-то и происходит губительная подмена ориентиров, после которой ни о каком следовании традициям, равно как и об искусстве вообще, говорить не приходится. Диапазон отрабатываемой и применяемой техники катастрофически сужается буквально до нескольких самых ходовых и хорошо оцениваемых судьями элементов — какой смысл такому бойцу тратить время и силы на освоение удара или связки, если это заведомо не принесет желаемых баллов? Да плюс еще жесткие турнирные правила, накладывающие табу на обширную часть технического арсенала во избежание травм и увечий, что абсолютно справедливо.

Великолепной иллюстрацией сказанному служат чемпионаты по различным видам каратэ-до. Возьмем для примера наиболее массовый из них — Шотокан (или, если угодно, Сётокан). Девять из десяти побед присуждаются за обыкновенный удар «цуки» в корпус. Наиболее выигрышная связка — «пародия на подсечку + цуки» — немедленно обеспечивает проворному участнику вожделенный «иппон». Конечно, находит применение еще целый ряд техник, но все они либо не оцениваются судьями вовсе, либо приносят жалкое очко, не более. И все это притом, что те же самые молодцы у себя в додзё демонстрируют замечательно отшлифованные наборы элементов нападения и защиты в самых неожиданных сочетаниях. Однако при появлении незначительного фактора риска дутое мастерство улетучивается, как дым на ветру, оставляя несколько максимально надежных и испытанных «коронок». Между прочим, подобная метаморфоза характерна не только для каратэ. Этой болезни подвержены в равной степени представители всех прочих единоборств — боксеры, борцы, и так далее. Реальная возможность нарваться на ответный удар или бросок заставляет делать то, что как раз категорически недопустимо — рассчитывать, прикидывать и прогнозировать свои и чужие действия. В спортивной схватке это проигрыш, в настоящем бою — смерть. Раскрепостить разум, сбросить оковы и отпустить свое тренированное тело на волю, отдав его во власть мгновенных и безошибочных инстинктов можно только одним способом — путем совмещения физических аспектов с не меньшими (если не с большими) по интенсивности медитативными практиками. Но, как мы помним, именно эту составляющую совершенно отбросили «за ненадобностью» все современные соревновательные секции боевых искусств. Результат налицо. А поскольку вместе со всякой там медитацией удалены заодно и специализированные дыхательные техники, требующие отдельных, вдумчивых, утонченных и самых тщательных тренировок, то всем несогласным с данной точкой зрения предлагаю посетить первые же соревнования любого ранга, сесть поближе к татами и, как говаривал X. Насреддин, «открыть свои уши», особенно после трех — пяти минут схватки. Все, что нужно, услышите сами.

Основано на материалах автора Валерий Хорев

Продолжение здесь.

P.S. Зачастую любители единоборств любят и всякие тактические штучки. Аксессуары для тактического снаряжения предлагаю глянуть на сайте lismil.ru.

  1. Daruma:

    Обычный взгляд сторонника "древних школ".

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 1

  2. Игорь:

    Как то не очень хорошо ставить свои пристрастия выше объективности. Один из критериев демонстрации эффективности - соревнования. Совершенно не упомянуты такие направления, как муай-тай, по эффективности который сегодня не превосходит никто, киокушин, созданный в середине 20 века и является японским стилем, хоть и созданный корейцем. А также даже на вспомнили кудо, стоящий на сегодня на втором месте по эффективности.
    Зато перечислили пугалки в виде стилей "проверенных веками". Так ведь они действительно клановые, и с тем ширпотребом, который преподают иностранным "сэесеям" и дальше по нисходящей тоже не имеют ничего общего.
    Зато не забыли пропеть дифирамбы стилю, над которым смеется весь мир боевых искусств, представители которого не показали себя ни на одних соревнованиях. Ну да, стиль настолько смертельный, что если "отвязать гирю от ноги" то всем будет мало места! Только не известно, когда это произойдет.
    Ну и конечно, как не потоптаться по Шотокану! Большого ума не надо, достаточно сходить пару раз к плохому тренеру.

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 1

  3. Игорь, я очень благодарен Вам за такой детальный отзыв. Муай тай в этой статье не упомянул, не довелось как-то, но есть и другие статьи у меня на сайте, где про муай тай плохого ничего не сказано, только хорошее. Например здесь или здесь.
    Ну, нравятся мне традиционные стили БИ. Нравятся больше, чем соревновательные, но без проверки на прочность , вы правы, ни один стиль не может считаться боевым и рабочим.

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

    • Игорь:

      Это хорошо, что нравится. Я больше 30 лет занимаюсь шотокан-каратэ, по-этому так вспылил, за что прошу прощения. Тем более и про муай-тай и про Киокушин уже статьи у Вас были.
      Но было бы не плохо, если бы Вы уделили время для освещения Кудо. Довольно молодое, но очень прогрессивное направление, объединяющее жесткую ударную, бросковую технику, но не пренебрегающее защитным снаряжением.
      Еще раз прошу извинения за невыдержанность.

      Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

      • Насчёт Шотокана: сам занимался им 3 года, но тренер был неважный и постановку техники произвёл слабовато, поэтому я одно время думал, что Шотокан - это балет. Пока через года три после этого не вызвал на жёсткий спарринг одного пухленького человечка, который, как я знал, практикует Шотокан. Короче побил он меня вдребезги без шансов. И самой большой неожиданностью для меня были удары руками и ногами с прихвата и быстрая смена уровней при атаке руками с очень реалистичными финтами. А то до этого какие-то недоучки встречались.
        А сейчас после 15-ти лет тренировок понял одно: рулит не стиль, рулит ПРЕДСТАВИТЕЛЬ.

        Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  4. Vitalik:

    Интересная информация

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  5. Азамат Сатыбалдиев:

    В последнее время к правилам WKF (шотокан, шито-рю и вадо-рю вроде и т.п.) отношусь с бОльшим уважением, нежели ранее. Причина - последние изменения правил, где были разрешены броски и имитация добивания. Бои стали после этих изменений значительно зрелищнее. Скорости, на которых проводятся связки, впечатляют.
    Рекомендую посмотреть бои Рафаэля Агаева из Азербайджана. Офигенный сплав дзюдо и ударки в стиле WKF.

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  6. Посмотрел, просто бомба, а не боец. Я в шоке!!

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0