Очерк второй – синъицюань с точки зрения КОНТЭН

Опубликовано: 6 сентября 2012 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Серьёзно о китайском ушу, Я и КОНТЭН
Tags: , ,

Пичжаном выдавливаем руку противника

Где-то году в 1998-ом, когда о стиле синъи мало чего было достоверно известно, а тем более о боевой работе в нём, я прочёл лестный отзыв об этом стиле в книге «Да-цзе-шу — искусство пресечения боя» Ю. Ю. Сенчукова. Прельщал тот факт, что в синъи всего пять базовых ударов, ну, так я тогда думал. Поэтому, на тот момент, я считал, что синъи — лучшее боевое искусство для соединения моих разрозненных навыков воедино. Потому что нам на рукопашке давали технику каратэ Шотокан, показывая каждый удар рукой, как новый приём: шуто-учи вериткальный, шуто-учи-горизонтальный, цуки всякие разные (татэ, сейкен, каги, маваси и т.д.). К тому же перемещений реальных никто не показывал, поэтому было три варианта: прыгать, как боксер, только более неуклюже, ведь этому не уделялось большое внимание; двигаться поменьше, изредка переходя из одной классической стойки в другую, хотя и неэффективно, но смотрится; искать альтернативные пути, другие способы перемещений, которые бы соединяли шаги и удары. Казалось бы, в боксе с этим порядок, но привычка не защищать пах и ноги может дорого стоить, поэтому очень хотелось именно синъи. Я вращался в то время в круге людей живо интересующимися кунг-фу (ушу) во всех его проявлениях, но, тем не менее, склонных больше к теоретизированию, чем к вдумчивой и кропотливой практике.

Как-то я спросил у одного из старших друзей, серьёзного бойца-ушуиста, как я тогда думал: «Саня, ты можешь показать мне синъи?» И он показал. Кстати у Александра и раньше была, и, уверен, сейчас есть прекрасная геометрия ушуистских движений, однако не наполненная должной мощью. Показал он мне пресловутые «пять кулаков», дал книжку Маслова про это самое лучшее боевое искусство, я стал заниматься. Стоял подолгу в саньтиши, дышал, работал над ощущением внутренних нитей, выполнял «пять кулаков» медленно и быстро. Удары пытался настукивать на лапах, мешках и людях. Не прекращал в то время я и занятий рукопашкой, но моя непроходимая тупость и скудость информации о наработке боевых навыков синъи не позволили мне тогда даже приблизиться к нормальной его боевой эффективности.

Закинул я его, в общем, потом были параллельно тайцзи и тхэквондо, кикбокс. А возобновил занятия уже через несколько лет под руководством весьма толкового человека, разбирающегося в китайских боевых искусствах, а особенно в их применении на живом и сопротивляющемся человеке. Здесь получилось позаниматься синъи 1,5 года. Игорь П. выставил мне мощнейшие (по сравнению с тем, что было) нижние удары руками (бэн-цюань в синъи) и неплохой пичжан (удар ладонью сверху-вперёд — в сторону), а также тяжёлые и быстрые удары ногами по нижнему уровню. И, чуть не забыл, рывок за руку, захват, резкое подавление противника шквалом простых, но очень быстрых и мощных ударов со всех уровней. Перемещения, перемещения, перемещения, всё работали только с ними: удары ногами, удары руками, уходы.

Читайте также:  Энциклопедия Вин Чун ушу часть 2. Дудукчан И. Федоренко А.

Потом снова был возврат к тайцзи, но синъишные вещи никуда не делись, просто, как вариант засели где-то в подкорке.

Так вот, если так стоять, как на картинке «Знаменитая саньтиши», то КПД синъи снизится более чем вдвое. Вы не сможете быстро впрыгивать в удар, быстро маневрировать и уходить от ударов противника, а сила удара более чем на 50% будет уходить в отдачу, то есть подвергать риску ваши суставы и вместо повреждения противника разрушать вашу устойчивость.

Знаменитая саньтиши

Поэтому на последней моей шестой тренировке у Ю. Ю. Сенчукова в Мысхако, где я был в августе этого 2012-го года, я попросил его показать правильную с точки зрения КОНТЭН базу синъи. Это лучшее боевое искусство, по мнению многих, красной нитью проходит по многим базовым элементам КОНТЭН. Он не отказался и показал. Правда два часа – это не так уж и много времени для показа, к тому же остальным ребятам было трудно быстро скакать с техники на технику, кроме меня синъи никто особо не увлекался, а чётко выставленная база КОНТЭН, позволяющая с лёгкостью делать любой приём стиля синъи, имелась в наличии только у ЮЮ. Всё, что мы успели: работа в основном с места в позиции с ногами, расставленными чуть шире плеч и подсогнутыми в коленях, стопы параллельны – проработали все базовые движения на приложение усилия. Именно приложение усилия, мощного, целостного усилия в направлениях, заданных «пятью кулаками», базой синъи, было нашей целью на тренировке.

Таким образом, удар пичжан должен был чётко продавливать структуру противника либо сверху – вперёд, либо сверху — вперед – в сторону. Цзуаньцюань, буравящий удар, некое подобие апперкота в боксе, только выполняемый обычно вперед-снизу-вверх с акцентом на костяшку указательного пальца, должен был разрушать структуру стойки партнера усилием снизу-вверх-вперед. Прямой удар вертикальным кулаком бэнцюань в корпус должен наноситься так мощно, чтобы партнера, защищающегося от него шлепком двух ладоней вниз, аж поднимало вверх от вашего удара. Хэн должен чётко сминать любое препятствие в направлении по дуге к себе – сверху – вниз. Хэн- это боковой удар стиля синъи, заложенный в базу. И, конечно же, паоцюань с присущей ему в большей степени, чем остальным «пяти кулакам» работой на этаком журавлином (может орлином) встряхивании и расклинивании рук в противоположных направлениях. Все отработки шли с партнером, что позволяло быстро понять смысл того или иного нюанса в исполнении элемента. То есть скрестили запястья и вперёд, качаем специфическую силу. Кроме отработок бэна и пао, где нужен особый подход.

А вот дядя на фото с названием «Хэнцюань», весьма четко исполняющий именно «наш» вариант хэн на фотографии, стоит правильно. Обратите внимание на линию спина-нога (нет подтяжки задней, ну да ладно — может просто поймали на фазе движения), наклон корпуса, и на то, на какой ноге вес.
К тому же мы с вами, не успели как следует проработать то, как и когда из хэмабу сантиши получается. Ведь удар только начинается в мабу, несмотря на то, что на первом этапе проработки мы вроде как ног не перемещаем. Рассмотрите движение по фазам обратите внимание на вкручивание ступней. Упражнение с пичжаном должно было это как раз показать. Из этого как раз и вырастают шаги — и характерная особенность, атака идет по диагонали, а не в лоб, как постоянно пытаются изобразить «канонические» синъишники, принимающие отработочные дорожки за тактику стиля.

Хэнцюань

Обязательным условием выполнения всех ударов в синъи является отсутствие реверса или его незначительное присутствие, что позволяет помогать себе второй рукой при освобождении ударной руки от захватов, прихватов, протяжек. А собственно короткая работа без реверса требует ведения боя на ближней и средней дистанции, где без контроля противника с помощью «липких рук» или «орлиных хватов» особо делать нечего.

Ещё один важный нюанс про удары с прихватом синъи объяснил мне ЮЮ: не нужно тянуть противника на себя во время реализации ударов с прихватом, выгоднее за счёт захвата самому прыжковым шагом приблизиться у оппоненту, используя его руку и его желание эту руку подтянуть к себе, чтобы воткнуть в него любой удар на этом самом прыжковом шаге.

Вывод такой, плодотворно, но мало. Жаль в тот день ничего не сняли на видео, но я кратко всё записал, да и память не подводит, так как было интересно. Возможно, кто-то не считает, что синъи — это лучшее боевое искусство, а, например, без ума от тхэквондо, самбо или стиля богомола. И что вы думаете? Конечно, я соглашусь, что каждому нравится что-то своё, при исполнении чего чувствуешь прилив сил, энергии и уверенности в бою.

Уважаемые читатели, всем желаю найти свой стиль, своего учителя и свой путь. Удачи в тренинге. Не прощаюсь.

Азамат Чинасов

P.S. Цитаты в тексте со значком кавычек — это поправки ЮЮ к моему тексту, не захотелось мне менять его оригинальные реплики на свои.

  1. sanal128:

    Нельзя ли выложить видео что выпоняли особенно саньтиши и другие ?Да в инете их полно, найдется сразу. Теперь же вы знаете, что искать.

    • Азамат Чинасов:

      Да в инете их полно, найдется сразу. Теперь же вы знаете, что искать.