Рейтинг статьи
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
Загрузка...

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Инструктор: Азамат Чинасов. 8-919-114-18-27 О школе

Окинава-тэ: залом

Окинавское каратэ. Чем оно отличается от японского и от других боевых искусств? Чтобы яснее понимать различия, существующие между окинавским каратэ, его техниками боя, и всеми прочими воинскими искусствами, достаточно обратиться к истокам. Совсем нетрудно заметить, что истоки эти различны.

Как в Поднебесной, так позднее и в Японии, все подобного рода навыки в абсолютном большинстве случаев предполагали схватки на равных условиях. Попросту говоря, витязь бился с витязем, самурай — с самураем, а крестьянин схватывался с крестьянином. Не беря в расчет исключений, схема именно такова. Свидетельством тому служат многочисленные примеры батальных сцен, которыми пестрят станицы «Повести о доме Тайра», «Троецарствия», «Речных заводей», и так далее. Вот характернейшая:
«…в груди Цинь Мина вспыхнуло пламя ненависти и он, пришпорив коня и размахивая палицей, ринулся на противника. Со Чао тоже припустил своего скакуна. Враги яростно сражались. Их кони, словно бешеные, набрасывались друг на друга. Уже более двадцати раз сражались воины, но так и нельзя было сказать, на чьей стороне перевес». («Речные заводи», гл. 63)

Повторимся — в обычных повседневных условиях схватки всегда носили более или менее равный характер, и редко когда простолюдину приходила в буйную голову безумная идея нападать с голыми руками на вооруженного профессионала. Исключения же имели вполне предсказуемый исход. Опять-таки, не станем принимать в расчет редкостных удальцов, виртуозов, гениальных мастеров драки, каких немало во все времена по белу свету — ведь рассуждения наши носят обобщенный характер. Конечный результат схватки, скажем, двух самураев был вовсе неоднозначен, и увлекательный благородный поединок мог завершиться просто пленением менее искусного или неудачливого бойца с последующим выкупом — отнюдь не отсечением головы. Иными словами, подобные игры всю свою многовековую историю велись, худо-бедно, по правилам. Эти неписаные законы были жестоки, грубы, и зачастую вообще иллюзор¬ны, но они были. Мечу противостоял меч, алебарде — топор, копью — доспехи, а на всякий хитрый ход отыскивался еще более хитрый ответ. Как бы там ни было, во всем тогдашнем мире никому не приходило в голову лишать простонародье его кос, цепов или вил. В той же доброй старой Англии вольные крестьяне лихо орудовали своими короткими Мечами, а уж лук и стрелы водились в каждом доме.

Увы, совершенно не так обстояли дела на маленькой Окинаве, да и вообще на всем архипелаге Рюкю, где уже с XII века чаши весов никогда не находились хотя бы в приблизительном равновесии. Перед абсолютно безоружным островитянином здесь всегда стоял самурай при всем своем инфернальном мастерстве и смертоносной оснастке. Конкретные исторические обстоятельства изложены отдельно, здесь же нас больше интересует их результат, а именно то, что специфические условия породили уникальные послед¬ствия. Неимоверно беспощадные законы создали в ответ не менее безжалостные и предельно эффективные методы боя. Никогда на Окинаве никого не прощали и не брали в плен — с какой стати самураю пленить простолюдина, нарушившего запрет, скажем, иметь при себе нож? Наказание предусматривалось одно, и голова отрубалась тут же, мгновенно, мастерски и с удовольствием. Помимо самураев, многочисленные разбойники и морские пираты также являлись вполне квалифицированными головорезами, заметно поджимая окинавцев со своей стороны. Естественно, что в подобных милых условиях; когда ни о каком паритете и речи быть не могло, техники рукопашного боя, занесенные на архипелаг китайскими переселенцами и остатками разгромленного клана Тайра, были подвергнуты самой критичес¬кой переоценке, претерпев достаточно ощутимые изменения. Сперва интуитивно, а затем уже в рамках возникших школ, и весьма целенаправленно, приемы прошли жесткую фильтрацию с единственной целью — максимального приспособления их к нестандартным местным условиям. Так возникало окинавское каратэ. Что было приемлемо где-то, здесь несло неминуемую смерть от меча, копья или нагинаты.

Наглядно представить себе соотношение сил и средств «во дни оны» нам, живущим в эпоху спутников и ком¬пьютеров, поможет простая картинка. Вообразите себе пусть даже очень крутого уличного громилу, сошедшегося с еще более ужасным спецназовцем при бронежилете, «сфере», электрошокере, «черемухе», пистолете и прочей профоснастке. Ну, и вдобавок ежедневный опыт усмирения лихих парней. На Окинаве такая пропорция являлась расхожей реальностью.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие красивые своей рациональностью реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

В целом окинавское каратэ по технике было предельно упрощено, из нее ушло множество чисто ритуальных, вычурных и растянутых во времени элементов, пассов, изящных позиций и прочего в том же духе. Экспертом была смерть, и только безумцу могло прийти в голову разводить руками, вдыхать и выдыхать, шипеть и приседать перед абсолютной машиной для убийства при доспехах и мече. Обыкновен¬ная палка также не добавляла шансов на спасение, по¬скольку уникальные характеристики клинков не позво¬ляли использовать примитивные блоки-подставки. В чем же тогда секрет эффективности окинавских техник, да¬вавших своим владельцам немалые шансы на победу в заведомо проигрышных ситуациях? Формула работы, как с предметами, так и без них, выражалась и выражается в окинавском каратэ до сих пор короткой старинной фразой: «Одним ударом — наповал!» (иккэн-хиссацу). Именно в ней начало и ко¬нец окинавского подхода и к тактике, и к технике боя, самая суть отличия окинавского «пути» от большинства всех прочих традиций.

Качественное окинавское каратэ  от сэнсэя Тайра

В описанной выше ситуации, характерной для Окинавы на протяжении столетий, сохранить жизнь возможно было, лишь доведя свою технику каратэ до абсолюта и превратив собственные руки и ноги в оружие, не уступающее самурайскому, научиться проскакивать буквально между секун¬дами, чтобы до (!) начала движения меча успеть нанести единственный роковой удар. В полном соответствии с дзэнским афоризмом, вторая попытка не стоила ломаного гроша: любой контакт с клинком означал гибель. Кстати, не¬лишне помнить также о том, что каждый опытный воин был всегда заодно и мастером не менее смертоносного дзю-дзюцу. Следовательно, простой уход с траектории удара или проникновение в плотный ближний бой не сулили удачи. Убивать надлежало мгновенно, сразу; именно отсюда берут начало формы коротких, сжатых порой до намека ударов и малоотличимых от них блоков, рассчитанных на безусловно летальный исход или, в самом крайнем случае, на тяжелое увечье. Никакого сражения с обменом атаками и контратаками, нырками и скачками не могло быть в принципе, все решалось в секунду и окончательно. Малейшая задержка, сомнение, оплошность — и бритва весом в полтора килограмма ставила точку в жестоком спектакле; либо такую точку ставил гранитной твердости кулак. Чтобы выжить бедные окинавцы, набивая свои руки и ноги, уродовали, так снаряды для набивки были примитивными и нерегулируемыми. В наше время эта проблема отошла, т.к. самые бескомпромиссные и мощные  удары можно великолепно поставить на макиваре МБШ.

Невозможно не сделать отступления, чтобы снова не повторить все того же: коль скоро вы избрали для себя традиционное окинавское каратэ (с оружием ли, без него), никогда не пытайтесь деформировать технику, смягчать её и приспосабливать под нынешние реалии. Она рождена в иных условиях и с иными целями, ей нет и не может быть места в современном спорте, иначе чемпионаты ознаменовались бы похоронами. Коль скоро каратэка целенаправленно и осознанно оттачивает тысячекратными повторениями однозначно фатальный для противника удар, он никогда не должен в угоду правилам поединка или чему-либо иному менять и сдерживать наработанные рефлексы, иначе в действительно критической ситуации по-добное разночтение сослужит ему весьма дурную службу. Если вы не согласны с таким подходом, или же он вступает в противоречие с вашими моральными установ¬ками, тогда вообще нет никакого смысла практиковать традиционные стили, а стоит подумать о своей реализации на спортивном поприще. Вторым ключевым моментом в окинавской системе ценностей являлась еще более милая с сегодняшней точки зрения фраза: «Поднял руку — убей!» В те давние времена никаких побед «по очкам» не признавали, и обычный поединок двух мастеров завершался чаще всего смертью или увечьями одного из них — во избежание проблемы нечест¬ного или неквалифицированного судейства. Этот своеобразный обычай в известной степени способствовал воспитанию миролюбия и вежливости в отношениях между людьми, поскольку заставлял постоянно и зорко следить за своим поведением и речью. Говоря современным жаргон¬ным языком, «за базар» приходилось отвечать полной, подчас высшей, мерой. Привыкший давать волю гневу и рукам долго не жил, так как даже вполне квалифицированный задира рано или поздно нарывался на гораздо более искушенного бойца, а подбитым глазом дело не ограничивалось.

  1. Михаил Шилов:

    Цитата статьи:
    "Невозможно не сделать отступления, чтобы снова не повторить все того же: коль скоро вы избрали для себя традиционное окинавское каратэ (с оружием ли, без него), никогда не пытайтесь деформировать технику, смягчать её и приспосабливать под нынешние реалии. Она рождена в иных условиях и с иными целями, ей нет и не может быть места в современном спорте, иначе чемпионаты ознаменовались бы похоронами."
    Иллюзии... Одни только иллюзии...
    Во-первых - те, кто создавали окинавские техники, сами шли путём модернизации и трансформации...
    Во-вторых - слухи о "шмертельных" окинавских техниках сильно преувеличены. Да и утверждать, что они больше "арт оф киллинг", чем другие БИ, можно только проверив. А так - это домыслы из серии "каждый кулик своё болото хвалит"...
    В-третьих - были мастера (действительно великие) с окинавы, которые учавствовали в чемпионатах (великий мастер Tsuguo Sacumoto http://www.youtube.com/watch?v=48vlf-RvQ7A), но проиграли.
    Tsuguo Sacumoto вообще все зубы потерял 😉
    Так что окинавское каратэ не лучше и не хуже, чем иное другое.
    А лично моё ИМХО, так оно ещё и "скисшее в своём соку". Пропахшее нафталином.
    Для прогресса в любом направлении требуются изменения и движение вперёд, а не топтание на месте, с идеальным повторением того, что было века назад....

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 2

    • Спасибо за ссылочку и за детальный и обоснованный ответ. Не считаю окинавцев скисшими в собственном соку, хотя развиваться надо и это бесспорно. Даже если посмотреть UFC первые бои и сейчас 120-е-130-е выпуски видно насколько круче стали бойцы и мощнее.

      Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  2. Юрий:

    Добрый день Азамат.По поводу сказаного Вами,каратэ брэнд японского происхождения сами же окинавцы даже свой остров называют Учи на(возможна ошибка в написании но не в звучании),Окинава-японское название(веревка на воде),к аутентичным же названиям БИ окинавского происхождения можно отнести-ти,те,тойдэ,учи нади.На мой взгляд наиболее характерным примером тойдэ является Мотобу рю-семейная школа семьи Мотобу,дворянского рода приближенного ко двору правителя Рюкю и существовавшая за долго до появления японцев на архипелаге.Более поздние образования-годзю рю,уечи рю,сито,вадо и прочие,уходящие своими корнями в Сюри тэ,Наха тэ,Томари тэ в основе своей китайского происхождения,но очень сильно переработаные(адаптированые,отредактированые как Вам угодно) окинавскими мастерами и созданы в конце 19го начале 20го века,когда о рукопашних столкновениях между самураями и окинавцами не могло идти и речи.В настоящее время Мотобу рю в Европе,а в последние 2 года и на просторах нашей Родины представляет бельгийский мастер,ученик Широмы-сэнсея-Хуберт Лаенен.Он провел 4 семинара за 2 года,по одному в Питере,Одессе и 2 в Симферополе.В сети есть видео на котором мастер раскрывает суть Мотобу рю и на одном из роликов как раз и показан потенциал пассов и других,казалось бы безполезных движений в исполнении мастера,движения которые он демонстрирует из окинавских танцев ОДОРИ(вроде так).Видео можно найти через поисковики или отталкиваясь от сайта Соснина Анатолия Ввлерьевича goshinkan(тоже очень достойный мастер).Что же касательно японских клинков,то при всей непревзойденности их рабочих качеств грабовый брусок сечением 8на8см(возможен некоторый люфт в размере и форме (+ -) они не перерубали,попросту увязая в нем,а насчет<> то это как раз о мече,кен-меч,этот принцып как раз и реализовывает Иай-до.Буду очень рад конструктивной критике по сушеству изложенного мной,а особенно если это сообщение станет стартом для обсуждения и развития интереса к системам реального боя а не виртуального или условно-боевого(,,а у нас так не делают,так не хватают,не бьют,не бросают,этого нет,это запрещено и т.д.) с достойной методической базой и заслуживающими уважения традициями(по возможности).С уважением Юрий.

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  3. Роман:

    Каждый имеет свой стиль. Он посвоемо хорош.

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  4. Игорь:

    По поводу последнего комментария. Да, каждый имеет свой стиль. И об одном из них мы видим сейчас перед собой релиз. За который большое спасибо. А так как он уже не первый, надеюсь, что увидим релизы и по другим стилям.

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0