Ушу стиль тигра: ярость и напор

Данная статья появилась в результате длительного общения с моим Учителем Игорем П.

Привет всем читателям и посетителям сайта. Решил написать статью про звериные стили в китайском ушу. Долгое время я считал, что это просто набор различных технических решений, применяемых в боевых столкновениях. Затем по мере взросления и постижения БИ, ко мне пришло понимание, что все не так просто в данном случае. Почему в школах ушу, трактующих себя как БИ, обязательно присутствует минимум два звериных стиля. Сейчас кто-то возразит не во всех. Согласен я с вами, не во всех. Однако, берём тайцзи-цюань и видим наличие двух: змея и журавль. Смотрим син и цюань: двенадцать зверей. Стиль тигра: тигр и журавль. Знаменитый стиль Шаолиня: пять зверей. Зачем наличие в стиле нескольких, иногда прямо противоположных по техническим действиям, зверей? В молодости я считал, что это требуется для возможности уметь противопоставить разным противникам разную  технику. Какой-то смысл в этом присутствует. Люди разные, работают технически по-разному. Поэтому данная версия «имеет место быть». Но время шло, тренировки стали немного другими. Пришло понимание, что время не бесконечно и нельзя стать мастером во всех техниках одновременно.

Так как, для наработки одних техник требуются одни упражнения, а для наработки других совсем другие. Очень часто эти упражнения по своему эффекту прямо противоположные. Например, в тигре тренируется работа «мостами», а это требует набивки предплечий.

 А в журавле блоки совсем другие, требуется «живая» тонко чувствующая рука. Стал искать и где-то прочитал, что подбор стиля происходил в зависимости от  психологического типа ученика. Одному подходил стиль мощный, второму наоборот мягкий. Довольно правильный подход по моему мнению. Ведь у нас имеются зодиакальные знаки, и мы делим людей по этим знакам. Кто-то любит атаковать, а кто-то работать от защиты. Кто-то предпочитает ближний бой, а кто-то работу на дистанции. Долгое время данный ответ меня устраивал. Но повторюсь, время идет, происходит переосмысление своих техник и приходит другое понимание БИ.

Пятерка звериных стилей, наиболее популярные стили ушу: стиль тигра; стиль журавля, стиль леопарда, стиль змеи, стиль дракона

 Совсем недавно, разговаривая со своим Учителем Игорем П., я услышал от него версию о работе в звериных стилях.  Обдумав все, о чем мы с ним говорили, предлагаю такую трактовку. Наличие зверей в любом стиле это вехи мастерства и овладения БИ. Сложно осмыслить с первого раза. Слишком непривычно звучит. КАК можно сравнивать тигра и журавля, змею и леопарда, дракона и предыдущие стили. Можно если посмотреть на них с точки зрения времени. Человек начинает заниматься БИ в молодости. Как правило, он довольно силен, здоров физически, вменяемо, агрессивен и т.д. Или хочет приобрести эти качества за время занятий БИ. Отработка технических действий, набивка, работа с избытком силы, мощные удары.  Можем сказать, что ученик «тигр». Проходит время, ученик становится, не так молод.

Читайте также:  Китайские боевые искусства

Но остается прыгучесть, тело проработано, приходит понимание экономии энергии. Скорость, работа по болевым зонам, активность движений, наличие множества технических действий- все это характеризует «леопарда».

Время неумолимо движется вперед и адепт понимает, что нужно больше экономить энергию. Максимально быстро оканчивать схватки и т.д. Он начинает сосредотачиваться на работе по болевым точкам, провалам противника мимо себя  и переходит к комбинаторным «взрывным» действиям. Можно уверенно говорить о «журавле». Далее происходит удивительная вещь.

Человек уже не хочет драться, но уже и не может без БИ. И здесь наступает время «змеи». Как мудрая змея, мастер силен не только в бою, но и в жизни. Он не только может надавать тумаков. Он просто прогнозирует ситуацию боя или жизни. Холодный рассудок, умение контролировать свои эмоции и желания. Умение простыми словами обрисовать сложную ситуацию и подсказать выход из неё. Все это говорит о том, что это уровень настоящего мастера-«змея». Мастер не будет делать лишних движений ни в жизни, ни в бою. Начинается активная работа с энергетикой, происходит развитие экстрасенсорных возможностей человека. Личностный и духовный рост выходят на первый план.

Воплощение мудрости — ушу стиль Дракона

Далее идет уровень «Дракона». Уровень мудрости, уровень умения направлять ситуацию, а не просто её прогнозировать. Уровень такого духовного развития, при котором нет понятия боя вообще. Уровень понимания законов природы и Вселенной. Дух поднимается на очень высокий уровень, на первый план выходят техники духовного развития. Происходит переосмысление смысла жизни и потребностей.  И это все продолжается до самой смерти физического тела.

Читайте также:  Применение низких стоек в бою

Если принимать такую теорию, то можно говорить о том, что в рамках любого стиля и не только ушу происходит работа по всем пяти зверям. При наличии одних и тех технических действий, человек за свою жизнь плавно и последовательно проходит всех пять зверей. Начиная от тигра и заканчивая драконом. При этом в техническом плане происходит смещение акцентов в работе над элементами, без изменения самих технических действий. В энергетическом плане происходит постепенное смещение акцентов в сторону  техник, которые накапливают энергию. И затем происходит постепенный переход в сторону духовного развития. Техники цигун переходят в медитацию и духовные практики. Возможно, именно по этому, в древности школы ушу назывались школами жизни. И обучение там действительно продолжалось всю жизнь. Нам остаётся только пожалеть о старых временах и скорбно вздохнуть. Или наоборот, улыбнуться наивности автора данной статьи. Но в любом случае, предлагаю всем читающим гордо расправить плечи и сделать следующий шаг вперед. ШАГ ВПЕРЕД в страну БИ, там ведь очень много интересного и загадочного.   

 С уважением, Валерий Калиновский для сайта budmuzhchinoi.ru.

  1. Тариель Талыбян:

    Детсадовские понты (для обмана «честных фраеров»).

  2. Соломон:

    я хаттов стать мужиком я хаттов научится кунг-фу.