Добрый взгляд сурового бойца

Некоторые действительно крупные мастера воинских искусств советуют во время схватки пристально сверлить взором глаза противника, подавляя таким образом его разум и легко читая коварные замыслы последующих атак. Возможно, их воля, интеллект и личные гипнотические способности позволяли им проделывать подобные вещи, но я бы не рискнул рекомендовать сугубо индивидуальные выдающиеся дарования в качестве универсального образца, чтобы не получилось, как в известном анекдоте, где прапорщик тужился подавить золотых рыбок в аквариуме силой своего духа, но вместо этого сам начал разевать рот и таращить глаза. Проще говоря, нет гарантии, что, скрестив взгляды с соперником, именно вы не будете повержены и опустошены его внутренней мощью.

«Не смотри в глаза противника, иначе твой ум утонет в его глазах!» — вероятно, вы слышали об авторе этих слов. Это основатель айкидо, Морихэй Уесиба, обладатель довольно сурового взгляда. Но есть кое-что похуже, нежели привычка бороться взглядами, словно мартовские коты на залитой лунным светом крыше. Это — поистине самоубийственная манера глядеть на оружие противника. Под оружием здесь нужно понимать все то, чем он старается нас уязвить — кулаки, локти, колени, ступни и любые ударные, колющие или режущие предметы. Тот же Уесиба далее пишет: «Не смотри на его меч, иначе ты будешь убит его мечом. Не смотри на него, иначе дух твой будет рассеян…» Поскольку у читатели немедленно возникает резонный вопрос — куда же тогда смотреть? — необходимо, слегка опережая события, ответить: нужно направить глаза на противника, смотреть при этом внутрь самого себя, а видеть и чувствовать решительно все, что происходит вокруг. Тогда действия противника станут невеликой частной мелочью на фоне общей картины коловращения событий во внешнем пространстве, и не составит труда их расшифровка и пресечение с любым желаемым исходом.

Просто суровая картинка для тренировки сурового взгляда бойца

Как только мы приклеимся взглядом к ужасному, такому опасному острию его меча (или к его каменным кулакам), тотчас наше текучее сознание будет сковано необходимостью отслеживать все перемены положения, дистанции, и еще тысячи всевозможных параметров. Целостность восприятия будет потеряна, и уже в следующее мгновение мы будем повержены в прах тысяча первой неучтенной атакой. Поэтому расслабьтесь и просто взгляните сквозь того, кто находится против вас, будто через пустое место. Смотрите вдаль, на те деревья, что растут где-то за стенами зала, а лучше — еще дальше, за город, за леса и моря, куда угодно. Постарайтесь равнодушно (!) отмечать, что происходит внутри всей полусферы, фиксируемой зрением (глаз — чрезвычайно широкоугольный оптический прибор). Китайцы говорят, что «дух глаз» должен быть сокрыт, то есть «его не выпускают», в результате чего глаза смотрят, но не рассматривают. Таков правильный взгляд бойца.

Читайте также:  Специальная тренировка взгляда. Уровни владения взглядом

Спиной, кожей, костями почувствуйте, что делается позади вас. Это на самом деле не так уж трудно. Осознайте слышимые тихие и громкие звуки, запахи и сквознячки воздуха вокруг. Вся эта рассеянная информация после целенаправленной тренировки превращается в пресловутое гоку-и, «шестое чувство» самурая. В нем нет ничего мистического, таинственного или загадочного. Есть лишь обыкновенные природные органы чувств, освобожденные от зажимов и поставленные служить определенной цели. А раскрепощенный разум вполне в состоянии улавливать тонкие эманации чужого мозга и вовремя подавать сигнал опасности, если вблизи появился её источник, так и пышущий смертью — вспомните хрестоматийный пример случившегося между Ягью Мунэнори и его слугой.

Суровый взгляд ниндзя

Зловещие ниндзя умудрялись в рамках подобной схемы так навострять свой воспринимающий аппарат, что дали этим пищу огромному множеству самых фантастических легенд о своих нелюдских способностях.

Итак, смотрите подобным образом сквозь противника на уровне его груди. При этом ваш взор не будет задран вверх, будто у взнузданной лошади, и вы не упустите из виду нижнюю зону, в которой наш антигерой горазд орудовать ногами. В то же время ваша голова сама собою займет единственно правильное положение, когда подбородок приближен к груди, а макушка подпирает небесный свод. В этом случае шейные позвонки выпрямляются, и энергия течет несравненным образом.

Вот еще несколько простых упражнений:

обязательно практикуйте ежеутреннюю гимнастику для глаз, которая состоит во вращении ими вверх-вниз, вправо-влево и по кругу, как в одну, так и в другую сторону. Также необходимо слегка постукивать указательными и средними пальцами по глазным яблокам, и тихонько надавливать на них в течение минуты-двух. Эти нехитрые манипуляции улучшают кровоснабжение глаз, их подвижность и остроту зрения, и предотвращают сползание к близорукости и дальнозоркости. Ряд источников приводит данные упражнения как излюбленное занятие злых ниндзя, хотя на самом деле их корни уходят в глубины даосской и индийской йоги;

Читайте также:  Постановка дыхания для здоровья и боевых искусств

возьмите в руки палку длиной один метр, а лучше — бокэн, деревянный меч. Приведите его в позицию сэйган- но-камаэ, когда передний торец или острие смотрят в лицо противнику. Сфокусируйте взгляд на острие. Обратите внимание: это принципиально отличается от фиксации на оружии противника. Меч в наших руках, и нам нет нужды следить за его полетами, ожидая подвоха. Поэтому разум остается свободным и подвижным, а коль скоро взгляд прикреплен к собственному оружию, противник со всей своей амуницией отступает на второй план, на периферию, что и требуется. Сохраняя полнейшую цельность позиции, стараясь не допустить даже ничтожных колебаний острия по высоте и горизонту (для чего мысленно направьте поток Ци из даньтяня через руки и меч в бесконечность), начинайте любые перемещения — вперед и назад, вправо и влево, но главное — повороты на 90, 180 и 360 градусов, с сохранением полной устойчивости и равновесия. Повороты должны выполняться легко, живо и стремительно, разумеется, в классических стойках из богатого арсенала китайского ушу или японских будо. Потренировавшись всласть подобным образом, измените фокусировку зрения, перенеся её центр на окружающий мир, видя притом ваше острие несколько размытым и нечетким. Сделайте взгляд максимально бесстрастным и всеохватным. Во время поворотов замечайте в мелькании предметов их детали и частности, но — абсолютно отрешенно, не позволяя разуму прилипать к чему бы то ни было. Только вы — центр сферы и единственно устойчивая точка отсчета, а потому все остальное суть преходяще, эфемерно и полностью подвластно лишь вам;

последняя методика также направлена на овладение искусством фиксации внимания по глубине, теперь уже с пустыми руками. В полной мере эта работа проделывается в тайцзи-цюань, но с успехом и пользой практиковать её могут представители иных направлений.

Вам просто требуется медленно и свободно, будто плавая в густом масле, выполнять фрагменты известных вам комплексов (тао-лу или ката). Китайские техники предпочтительнее в силу своей естественной пластичности и текучей взаимосвязанности. В идеале, повторяю, подходит любая из форм тайцзи. На фоне такого движения отрабатываются три режима бойцовского взгляда и внимания, причем переход на следующий, более глубокий уровень, допустим исключительно после овладения предыдущим.

  1. Александр:

    Как говорится: «собака смотрит на палку, тигр смотрит на человека, который эту палку держит». Нет смысла концентрироваться и смотреть на что-то одно, необходимо видеть картину в целом, иначе получается очень узкое зрение, если так можно выразиться.Кстати, когда служил в армии, у нас был капитан-рукопашник, так вот он очень много внимания уделял именно боковому зрению (специфика службы), получалось, что, глядя, к примеру, прямо на противника, он спокойно отслеживал, чем занимаются еще 2-3 человека, которые хотели подойти с боков.Я тоже периферийное постоянно развиваю и другим советую, поможет не только в рукопашном бою, но и вообще в жизни.

    • Азамат Чинасов:

      Я тоже периферийное постоянно развиваю и другим советую, поможет не только в рукопашном бою, но и вообще в жизни.