Какому-нибудь психологу было бы любопытно поискать причины того, почему пресловутая японская вежливость никоим образом не присуща россиянам. Чем на протяжении всей нашей истории рисковал буйный мужик, ввязываясь в драку с себе подобными? Об этом очень любят рассуждать приверженцы «русского стиля», живописуя сцены стеношных боев, которые якобы велись по строгим правилам — «лежачего не бить», «в спину и ниже пояса не бить», и так далее. Вполне возможно, что так оно и было, и ничто не мешало раз за разом выходить и тешить удаль молодецкую чесанием кулаков, расплачиваясь за потеху максимум выбитыми зубами. Отсутствие тормозящих факторов давало возможность беспрепятственно процветать буйству «широкой души», не сдерживаемой страхом и сомнениями. С тогдашней (да и с нынешней) точки зрения почти все традиционные техники почитались бы изуверскими и запретными. Но ведь побиение физиономий на Масленицу и борьба за собственную жизнь — вещи немного разные, не так ли? Отсюда и разная философия боевых искусств.

Именно отсюда берут свое начало моральные заповеди и кодексы чести почти всех современных школ традиционной (реже — спортивной) направленности, ибо когда-то за несдержанностью могло последовать самое суровое наказание. Но уж если ты осознанно сказал «А», то будь готов сказать «Б» и идти до конца. В этой связи встает непростой вопрос об адекватности ответа на агрессию. В привычном для нас виде речь идет о такой схеме развития событий, хорошо знакомой почти каждому: он обозвал — я обозвал, он толкнул — я толкнул, он кулаком — я кулаком, он ногой — я ногой, и так далее, вплоть до валяния по земле или использования всевозможных палок, булыжников, и прочих подвернувшихся предметов. К сожалению, при всей кажущейся логичности, подобный алгоритм поведения никак не способствует укрощению агрессии, не говоря уж о пресечении оной еще на стадии зарождения.

Чоп охрана объектов? например, вовсе не требует взятия его бойцами на вооружение какой-либо школы боевых искусств в полном объёме наряду с её философскими заморочками. Достаточно и хорошо отработанной «голой» техники, а иногда и просто железного здоровья и уверенности.

Философия боевых искусств противоречит лесенке адекватности ответа на «вопрос», который лишь порождает все новые «вопросы» и дает возможность нападающей стороне контролировать процесс, форсируя или тормозя ход событий удобным для себя образом. Но это бесперспективно и в корне неверно! На деле хулиган и хам, привычно запустив механизм развития конфликта, должен вдруг с удивлением осознать, что вовсе не владеет ситуацией, а предвкушаемая стычка развивается в геометрической прогрессии, и самым неприятным образом.

Читайте также:  Дано или не дано

   Корейский афоризм гласит: «С противником не следует драться, его нужно бить!» Попросту говоря, толкнув и ударив вас, агрессор должен получить в ответ настоящий ураган предельно сконцентрированных, жестких и неожиданно серьезных действий. Не следует задавать глупых вопросов, осознал ли он свою неправоту, и «может, хватит?» Бейте его вдребезги, чтобы у него не было даже сил взмолиться о пощаде. Ваши возможности в подобном благом начинании — это ваше личное дело. Не умеете — не беритесь вовсе. Именно поэтому настоящие мастера, вполне сознавая свой потенциал и вероятные последствия, всегда проявляли и проявляют в кризисных ситуациях безграничное терпение, и готовы порой на изрядные уступки, лишь бы оттянуть или предотвратить роковой момент начала стычки, после которого остановки быть уже не может. Зато, решившись вступить в битву, идут до конца без компромиссов и колебаний, что всегда является для любителя «просто подраться» крайне неприятным сюрпризом. В какой-то мере такой психологический настрой может служить показателем глубины постижения традиции и мерилом вашей зрелости как мастера.

Умелый боец не драчлив.

Тот, кто умеет сражаться,

Не дает волю ярости.

Тот, кто умеет побеждать,

Не вступает в схватку!

(Дао Дэ Цзин)

По этой же причине столь нелегко шел процесс адаптации старых, реальных и жестких стилей к современным условиям — зачастую путем деформаций и замещений как в методике тренировок, так и в техническом арсенале школ. В первую очередь это коснулось целевых ориентиров и моральных принципов, в меньшей степени — используемой базы приемов, откуда «всего лишь» ушли крайне эффективные, но, с сегодняшней точки зрения, безусловно зверские действия, позволявшие в свое время мгновенно умертвить закованного в доспехи самурая или лихого, вооруженного до зубов разбойника. Когда из-за спины исчезает тень худого «арбитра с косой», то вместе с ней исчезает единственно верный тренер и советчик, не позволявший когда- то убрести в дебри поверхностной фальши и циркачества.

   Философия боевых искусств — это не только теория, это их способы применения: где, как и когда можно.

Разумеется, вырождение коснулось не только окинавской традиции, но решительно всех истинно старых, действенных направлений. Ярким примером тому служит скорбный путь, пройденный достославным дзюдо от своего зарождения до нынешних олимпийских высот. Когда доктор Дзигоро Кано модернизировал традиционное дзю-дзюцу школ Синьё-рю, Кито-рю и Сэкигути-рю, он вполне сознательно и основательно сместил акценты, сделав упор на физкультурную и воспитательную сторону в ущерб реальной боевой эффективности. Тем не менее, дзюдо оставалось хорошей практичной школой, включавшей, между прочим, обширный раздел ударных техник, взятых создателем отчасти в каратэ. Не забывалась и работа с оружием. Но дальнейший «прогресс» все дальше уводил дзюдо от старых корней. В итоге оно превратилось в обыкновенную борьбу, не хуже и не лучше той же греко-римской.

Читайте также:  Здоровая агрессия. Немного жести...

Аналогичная судьба постигла многие направления боевого (когда-то) искусства по всему белу свету — от китайского ушу до корейских, малазийских, индийских и прочих традиций, в которых очень постепенно, будто песок сквозь пальцы, оказался вымыт почти весь практический смысл движений, что неизбежно превратило их в ординарные формальные гимнастические комплексы, никак не работающие в условиях мало-мальски реального поединка, не говоря уж о сражении с несколькими вооруженными головорезами.

Худо-бедно, традиции еще теплятся в недрах до сих пор во многом закрытых клановых школ дзю-дзюцу и тому подобных «тихих омутах», а также в среде современных профессионалов, по долгу службы вынужденных вступать в рукопашные схватки. И хотя ничего особенно хитроумного методики их тренировок не содержат, есть целый ряд технических и тактических тонкостей, которые не следует выставлять на обозрение широких народных масс. Поэтому не нужно радоваться полноводному потоку некогда совершенно закрытых и доступных исключительно «для служебного пользования» пособий, наводнивших сегодня книжные прилавки. Коммерческое рвение опубликовать всё и вся, что только может иметь потребительский успех у публики, способно обернуться бедой, и бумерангом ударить по любому из нас.

Философия боевых исскуств: как раньше принимали в боевые школы

Когда-то попасть в школу каратэ, а тем более дзю-дзюцу, было не так просто, как в наши дни, а уж зазывать учеников и вовсе почиталось абсурдом. Претендент (разумеется, мы говорим о хороших традиционных школах) проходил через сито хитроумных тестов, которыми в первую очередь определялся его этический, моральный и психологический уровень, оценивались духовные качества. Это позволяло сразу отсеивать людей незрелых, не готовых без вреда для себя и окружающих воспринять любую из подлинно эффективных техник. Некоторые мастера во время предварительного собеседования имели привычку неожиданно выплескивать чай в лицо кандидата, внимательно наблюдая за его реакцией. Излишне самолюбивым и вспыльчивым тотчас указывали на дверь.

А сейчас каждый желающий может безо всякого учителя стать обладателем стальных кулаков и чугунных голеней (хотя по спецзаказу и титановые могут подвезти), правда, небесплатно. Уверен, вы и не надеялись на халяву… Как? Только её, родимую, и признаёте? Тогда простите великодушно, на сайте и безо всяких там платных курсов полно информации. Только тренируйся, только осваивай!

  1. Иван:

    Дякую цікава інформація буду иметь ввиду

  2. Елена Буланая:

    Для мужчины Ваш сайт станет находкой.Я же записала название для супруга .Он очень любит восточное искусство боя.Утро начинает с тай-дзи может я неправильно прозношу ,но как-то так.Супер.

  3. Наталья:

    Добрый день, Азамат! С большой радостью сообщаю Вам, что Ваш сайт получил Кубок Признания! За призом приходите на мой сайт, и еще раз огромное спасибо Вам за Ваш труд!

  4. Алена:

    С другой стороны, раз все эти школы боевых искусств стали сегодня настолько массовыми, что туда идут все, кому не лень,- то, что они приняли направление физкультурно-оздоровительных- это лучше, чем если бы всех без разбору обучали искусству убивать. Страшно представить, что улицы наводнили бы агрессивные, неадекватные бойцы с незрелой психикой, которым можно противопоставить только огнестрельное оружие, да и то, если успеешь.

    • Азамат Чинасов:

      Да, это так, согласен. Но и раньше техники «на убой» давали не сразу, а только, когда ученик завоевывал доверие.