Приёмы-принципы Хакко Деншин рю Дзю-дзюцу-1 (Хакко Дори)

Опубликовано: 8 декабря 2013 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Лучший вид единоборств, Самооборона
Tags: ,
Хакко Зэме

Хакко Зэме Дори на фазе броска

Так как в городе Челябинске я развиваю направление Хакко Деншин рю дзю-дзюцу, то для себя и своих учеников хочу сделать нечто вроде веб-памятки с объяснением основных ваза уровня Шодан (1-ый дан) данной школы боевых искусств.

Каждому приёму-принципу будет посвящена одна статья. Этого будет вполне достаточно, а там, может, и видео снимем и выложим. Как говорил уже Валерий Калиновский в своей статье о ХДРДД: литературы, которая бы в нюансах описывала даже базовую технику стиля немного, я уж молчу про книги, где есть техники 3-го, 4-го и 5-го данов. Хотя знаю, что такие книжки существуют, но их совсем немного в мире и они не поступают в продажу и, скорее всего никогда не поступят. Причин масса и в них вдаваться я не буду.

Первый приём-принцип, который впоследствии пронизывает всю вашу практику Хакко – это Хакко Дори (если выполняется в положении сидя на коленях, т.е. по-японски в положении сувари-ваза) или Хакко Зэме Дори (если работаем стоя).

Приём изначально разучивается в сувари-ваза, чтобы запомнить движения рук и тела и правильное приложение усилий, а уж потом в стоячем варианте. Кстати, сидячий и стоячий варианты, с точки зрения новичка, сильно разнятся.

Разберём сначала сидячий вариант, т.е. Хакко Дори.

Партнёры сидят напротив друг друга на коленях. Атакующий (Какэ) партнёр сильно захватывает обе руки защищающегося (Укэ) своими руками в районе запястий, стремясь максимально прижать руки Укэ к его же бёдрам сверху. Выдыхая, Укэ встречает захватывающие его руки на полпути, выдвигая свои руки навстречу рукам Какэ, словно нанося по ним встречный удар. Выдвигая руки нужно следить за тем, чтобы

— движение рук исходило из дань-тянь и поддерживалось дыханием;

— не разводить локти в стороны и не наклоняться явно вперёд;

— кисти рук были в тонусе (ТЭГАТАНА).

После того, как руки Какэ взяли захват, начинаем поднимать правую руку вверх, выводя локоть на противника, а кисть к своему уху ладонью. Основной смысл этого движения в том, чтобы подламывать левое запястье партнёра за счёт постоянно нарастающего давления предплечьем на кисть Укэ. В это время левая рука, удерживаемая вашим визави, подталкивает Укэ через его же руку назад. После того, как правая рука Укэ коснулась правого уха, начинаем поднимать теперь уже левую руку вверх, выводя локоть на противника, а кисть к своему уху ладонью, чем окончательно выводим Какэ из равновесия.

Хакко Дори (отчасти моё художество)

Хакко Дори (отчасти моё художество)

Условие выполнения: сильный, мощный захват, по-настоящему. Если не получается, то наверняка помогут программы тренировок по пауэрлифтингу. Шучу. А может и нет.

Читайте также:  Плюсы тэквондо на примере конкретных бойцов

Когда сидя будет получаться прилично, неизбежно нужно делать Хакко Зэме Дори, ведь именно стоя динамика ХДРДД проявляется наиболее полно.

Итак, вариант работы стоя — Хакко Зэме Дори.

Встречая руки партнёра, стремящиеся взять мощно и быстро надёжный захват за обе руки, так же, как и сидя выдвигаем навстречу свои руки, стремясь, чтобы соударение с руками противника сразу же переходило в движение Хакко Дори. Однако, стоя есть возможность усиливать движения рук движениями ног, туловища и головы. Наиболее распространённый способ усиления любого действия в традиционных БИ – это «пустой» шаг, позволяющий перенося вес тела с одной ноги на другую, очень мощно толкать и бить без лишних усилий.

Итак, первый шаг делаем, встречая руки противника. Т.е. держа большую часть веса позади, выдвигаем руки и «пустую» (без веса на ней) ногу вперёд и в момент соударения активно переносим часть веса тела на переднюю ногу. Пусть передняя нога будет правой. Тогда, не прекращая движения, продолжаем переносить вес на переднюю ногу, чуть подворачивая бёдра и корпус  и, РАЗГИБАЯ согнутые предварительно ноги (не полностью) согласованно с этим разгибом поднимаем правое предплечье вертикально вверх, не уводя кисть к уху, как в сувари-ваза. Продолжая движение, делаем ещё один небольшой «пустой» подшаг к противнику, становясь шире, и за счёт переноса веса тела на впередистоящую ногу с поворотом корпуса выбрасываем правую захваченную руку по направлению к лицу Какэ, словно стремясь его таким образом ударить по прямой внешним ребром ладони. При правильном исполнении Какэ должен запрокинуть голову назад, выгибаясь назад в спине. При этом левая рука держит вторую руку Укэ в постоянном напряжении, поддерживая такое давление, чтобы Укэ не мог отпустить руку и разжать захват раньше времени. После того, как правая рука толкнула, толкается левая нога и шагает вперёд «пустым шагом», после того, как нога нашла опору или прямо во время шага  совершается восходящее движение рукой в вертикальной плоскости, заставляющее Укэ упасть назад. Так же как и движение Хакко Зэме Дори правой рукой рукой, движение левой начинается с её подъёма и сгибания, но в отличие от той руки, что действует первой, сгибание не такое сильное и явное, за ним слитно следует разгибание руки в локте и конечный толчок в руку, которая на тот момент должна являться для Укэ единственной точкой опоры, чтобы лишившись её, он немедленно упал на спину.

Читайте также:  Техники болевого и шокового воздействия (Хакко)
Исполнение Хакко Зэме Дори  в лице Соке Антонио Гарсиа

Выполняя Хакко Зэме Дори классически, мы постоянно будем встречаться со стойкой сенпенбанка, являющейся визитной карточкой всего направления Хакко рю. Сенпенбанка — это уникальная для Хакко-рю стойка. Она используется против нескольких атакующих противни­ков и, в случае надобности, позволяет проводить атаку. Одна рука вытянута перед собой на уровне плеча, ладонью вперед, вторая рука указывает назад, кисть выпрямлена, ладонь рас­крыта.

Итак, основные моменты приёма-принципа Хакко Зэме Дори:

— работа на опережение (подача рук навстречу);

— максимальное использование веса тела, поднятия и опускания центра тяжести и минимум использования мускульной силы рук и ног по отдельности;

— тонус в кистях рук (пальцы слегка растопырены и «энергетизированы»);

— шаги идут по прямой, используется «пустой шаг»;

— противник берётся под контроль самым первым движением и находится под контролем до самого момента падения и даже после падения нужно контролировать противника визуально (тотальный контроль);

— самым первым движением мы ломаем удобную силовую структуру противника и не даём её восстановить.

Что такое есть Хакко Дори в свете всей системы Хакко Деншин рю Дзю-Дзюцу? Это основополагающий принцип, это положение второй неактивной руки во многих приёмах техник уровня Шодан таких, как Тэ-кагами, Хики (Айки)-Наге, Као-атэ. Особую роль навык Хакко Дори играет в приёмах Хантачи-ваза уровня Шодан.

Следующей будет статья про као-атэ и тачи-атэ.

Азамат Чинасов, 2-ой дан Хакко Деншин рю Дзю-Дзюцу

специально для сайта http://budmuzhchinoi.ru/ 

  1. Сергей:

    Очень интересно !Оценить комментарий: 2?0

  2. Egor:

    По ролику у меня сложилось впечатление, что у проводящего приём не работает живот, руки идут отдельно от шага, прямая спина ограничивает приложение силы, портит структуру. Приём выполнен только силой рук, остальное для галочки.
    Возможно, я не прав. Может, качество ролика подвело.
    Но если это каноническая форма, нафиг этот «канон».Оценить комментарий: 0?0Вам показалось. Живот работает очень активно, а также ноги, и приём идёт именно за счёт них! Спина прямая, но не вертикальная, наклон в фазах сброса присутствует, присмотритесь.
    Это каноническая форма и неплохая, хотя по началу и самому казалась бредом))))Оценить комментарий: 0?0

    • Азамат Чинасов:

      Вам показалось. Живот работает очень активно, а также ноги, и приём идёт именно за счёт них! Спина прямая, но не вертикальная, наклон в фазах сброса присутствует, присмотритесь.
      Это каноническая форма и неплохая, хотя по началу и самому казалась бредом))))Оценить комментарий: 0?0

  3. Egor:

    Хорошо, допустим на видео этого не видно. Хоть у меня и остаются сомнения… Но не об этом речь. Так ведь никто не атакует. Какой резон противнику так хвататься за руки? Не проще ли ударить? Тем более сами говорите, что на улице борьба редко бывает.Оценить комментарий: 0?0Вероятнее всего значительная часть приемов основана на технике поединка с оружием и против него. Поэтому захват кистей может быть продиктовано необходимостью предотвратить атаку холодным оружием. В ином случае , когда вам предлагают взять под контроль ваши руки)), т.е. незаметно их вам поддают , вы подсознательно поддаетесь на этот трюк), если вы конечно, не знакомы с этой техникой.. В данном случае показана лишь техника без учета боевой ситуации с эмоциональным напряжением, когда инстинктивно появляется желание схватить руки противника , чтобы ограничить свободу дальнейших его действий.Оценить комментарий: 0?0Это не приём. Это элемент ката для прокачки общего навыка правильно противодействия захвату именно по школе Хакко. Начинают с захватов запястий, как с простейших, а далее идут захваты за одежду (это элементы удэ осаэ дори, мунэ осае дори и др.), сначала несколько классических, а потом работа идёт произвольно и вы на основе уже отработанных навыков действуете от любого захвата. То же относится и к ударам.Оценить комментарий: 0?0

    • jakc:

      Вероятнее всего значительная часть приемов основана на технике поединка с оружием и против него. Поэтому захват кистей может быть продиктовано необходимостью предотвратить атаку холодным оружием. В ином случае , когда вам предлагают взять под контроль ваши руки)), т.е. незаметно их вам поддают , вы подсознательно поддаетесь на этот трюк), если вы конечно, не знакомы с этой техникой.. В данном случае показана лишь техника без учета боевой ситуации с эмоциональным напряжением, когда инстинктивно появляется желание схватить руки противника , чтобы ограничить свободу дальнейших его действий.Оценить комментарий: 0?0

    • # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск#:

      Это не приём. Это элемент ката для прокачки общего навыка правильно противодействия захвату именно по школе Хакко. Начинают с захватов запястий, как с простейших, а далее идут захваты за одежду (это элементы удэ осаэ дори, мунэ осае дори и др.), сначала несколько классических, а потом работа идёт произвольно и вы на основе уже отработанных навыков действуете от любого захвата. То же относится и к ударам.Оценить комментарий: 0?0

  4. Андрей:

    Благодарю за полезную информацию!Оценить комментарий: 0?0