Основной навык первого дана Хакко (один из …)

Опубликовано: 4 января 2014 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Хакко Деншин Рю Дзю-Дзюцу
Tags: ,

Боевое джиу джитсу стиле Гарсии! Шутка.

Как тот человек, которого реально били и который сам может в любой момент отоварить до беспамятства, я, конечно же, рассматриваю школу Хакко Деншин рю Дзю-Дзюцу, как нечто способное дать преимущество против агрессивно настроенного обученного противника, как ударника, так и борца. Почему первым я упомянул ударника? Дело в том, что дерясь на улице, я уверен, многие из вас заметили, как редко хулиганы берут нас на «мельницу» или бросают через спину, хотя и сам лично видел, как в драке один выпивший гражданин технично бросил другого  на асфальт прогибом и разбил тем самым ему голову…

Так вот, вернемся к Хакко. На техническом уровне Шодан (1-й дан) в этой системе выставляют адепту крайне ценный сам по себе, и вдвойне ценный в дальнейшем продвижении по данам навык – умение подламывать кисть, находящуюся в горизонтальном положении ладонью вниз. Именно кисть должна давать максимум боли партнёру или оппоненту при выполнении приёмов, хотя не помешает и добавочный комплект болячек (локоть, плечо). Особенно чётко видна ущербность неверного подлома кисти на приёмах от захвата одежды на груди и на середине физиологического плеча (верх рукава). Когда же захват верен, усилие непрерывное, а контроль тотальный, то партнёр, как по волшебству движется в нужном для его надёжной фиксации направлении, т.е. вниз. Это словно вскрытие замков,а замки — это принципы выполнения приёмов джиу-джитсу, знание которых позволяет побеждать малой кровью. Когда классика мунэ осаэ дори (освобождение от захвата одежды на груди с одновременным ударом кулаком в лицо) и удэ осаэ дори (освобождение от захвата одежды на плече с одновременным ударом кулаком в лицо) освоена прочно, нужно переходить к произвольным освобождениям от захватов за различные участки одежды в районе груди (выше, ниже, правее, левее), а также за различные зоны одежды на руках. 

Бросок хакко

Тоже элемент уровня Шодан из раздела Хантачи-ваза

При правильном исполнении приём получается одинаково надежно и болезненно, но для достижения этого нужно чётко выделять в этих приёмах 3 фазы: (1. открытая фаза) встреча захватывающей кисти встречным движением частью руки или корпуса с одновременной накладкой кисти сверху, а трёх пальцев её снизу на запястье руки, которую будем атаковать болевым воздействием; (2. закрытая фаза) опускание поднятого в сторону локтя руки, которая удерживает в захвате кисть оппонента к нижним ребрам + одновременное поддавливание той частью тела, на которую теперь оперта кисть противника, работа идет с ног, требуется максимально использовать силу ног и вес тела; (3. взрывное болевое воздействие) если фазы 1 и 2 выполнены верно, то вы находитесь с великолепной позиции, в которой достаточно небольшого целостного поворота бёдер и корпуса, чтобы заставить человека упасть лицом вниз от боли, причем правильно выполненный подлом кисти заставляет выпрямлять локоть. Делом техники уже остается добивание противника ногой, удерживая руку в болевом рычаге локтя и кисти либо его укладка с дальнейшим болевым контролем.

Читайте также:  Оружие в Хакко Деншин Рю Дзю-дзюцу

Как же освоить этот нюанс? Понятное дело, что выполняя приёмы раз за разом. Но сначала, попробовав классические варианты мунэ-осаэ-дори и удэ-осаэ-дори (те самые освобождения от захватов, о которых писалось выше), стоит потренироваться проще. Берёте руку партнёра за одноимённую кисть сверху так, чтобы ваши пальцы, если смотреть сверху были бы перпендикулярны его пальцам, захватываете тремя пальцами кисть со стороны ребра ладони, а большим пальцем – с другой стороны. Как только надёжно взяли захват, проверьте, чтобы локоть руки захваченной вами был согнут и направлен вниз. Чтобы подламывать кисть так, как нам сейчас нужно, выпрямленная в локте рука ни к чему. Теперь поворачиваясь всем телом (задняя нога толкает, бёдра крутятся, с ними и торс, а на торсе расположена рука, держащая правильный захват) давим на противника через этот захват. Рука, которая держит захват, требует особого описания во всяческих подробностях: локоть её опущен вниз и практически прижат к вашим рёбрам; сгиб в локте должен быть таким, чтобы он был максимально силовым, т.е. в любом случае варианты, когда рука сильно согнута в локте (более 90 градусов) или выпрямлена будут ошибочными; кроме того при повороте корпуса, который должен побудить противника бежать, спотыкаться от боли и падать, нужно постоянно поддавливать лёгким вращением кисти кисть противника, чтобы во время выполнения приёма ни на долю секунды в болевом захвате не было никакого люфта. В этом и смысл взятия правильного захвата в любом боевом джиу джитсу.

Всё здорово, представим, что вы меня поняли и делаете то, что описано выше, но… партнёр не очень-то бежит падать ниц. В чём беда? Скорее всего, в ногах, в переносах веса тела с ноги на ногу, шагах. Там не туда перенесли вес, тут не дошагнули, здесь пошли не туда… Да уж и у айкидок это частая болезнь. Лечится либо кропотливой проработкой шагов, причём минимум половину нужно шагать с каким-нибудь дубиналом, да хоть с вилами. Хорошим подспорьем в этом деле может оказаться занятие кэндзюцу или кэндо. И кисти укрепятся, и перемещения будут все, словно отполированы и отшлифованы.

Читайте также:  Боевое дзю-дзюцу: танцуй жёстче!

Что делаю я для аналогичной проработки? Форму тайцзи, шаги с ударами бейсбольной битой (в том числе и по снарядам), работа с мачете (там без шагов вообще никак). Лично мне нравятся оружейные эскрима и кали. Мачете в руку и пошёл работать крестами!

Ок, а как же учикоми-дори, где основное болевое воздействие идёт на выпрямление локтя, а уже на фазе завершения идёт встречное зажимание кисти и трицепса партнера. Да, в этом приёме усилия подлома кисти аналогичного описанному выше нет. Но вот, что интересно. Если выполняя учикоми-дори, вы начнёте делать приём и поймёте, что оппонент не даст вам выпрямить его руку в локте и довести приём до логического завершения, с силой сгибая свою руку – сразу же перехватываем его кисть той рукой, что выпрямляла руку в локте, причём перехват должен быть сделан буквально «влёт». И проводим описанный выше залом по принципу горизонтального запястья.  А если противник, сгибая руку, сильно тянет на себя и выворачивает в процессе этого свою руку ладонью вверх или около того, то выполняем тэ-кагами, крутя кисть в том направлении, куда хочет упасть ваш оппонент или коноха-гаеши (вещь похожая на котэ-гаеши, растиражированный айкидо, но делается очень коротко).

То же и с захватом за две руки ­– если вас хватают и тянут на себя, то выгоднее сделать тэ-кагами, а если хватают с налёта или берут с места и тянут вниз, то удобнее делать хики-наге, выбрасывая противника по спирали. Или просто отвечать приёмами хакко зэме дори и тачи-атэ, которые получатся практически при любых усилиях со стороны партнёра (при стандартном захвате).

Очень важно не делать приёмы одной только силой мышц, нужно искать наименее затратные способы выполнения в каждой отработке, в каждом приёме. Боевое джиу джтсу — это не спорт. Идеал – расслабленное, но эффективное и даже жёсткое, по ощущениям нападающего, исполнение приёмов. Именно так их исполняет Антонио Гарсия (Соке ХДРДД). Ну что сказать, Мастер!

Азамат Чинасов, 2-й дан ХДРДД

  1. Egor:

    Залом интересный, но на него ещё надо выйти. Что мешает отдёрнуть руку? Вы же как человек бывалый, прекрасно знаете, как это трудно сделать. Какой выход на этот залом в Хакко? И потом, какой смысл делать этот приём с колен, сильно растягиваясь при этом? Вдруг противник ударит ногой, пока вы на коленях. Зачем ему ближе подходить?Оценить комментарий: 0?0Шодан в хакко — это уровень начинающего. В отличие, например, от кекушина. Поэтому ваза первого дана требуются более для проработки определённых стереотипов движений, выстройки структуры. Работа на коленях нужна лишь для тго, чтобы разобраться с руками и корпусом без включения работы ног в полном объёме.
    Сами по себе ВСЕ классические ваза первого дана в чистом виде не особо применимы против каих-либо реально мощных и резких ударов и настоящих захватов, надо признать. Тут учишься работать с выходами на заломы при разных усилиях со стороны партнёра и ничего более.
    А вот уже уровень Нидан (второго дана) — это более реалистичные приёмы-вазаи, конечно, множество приёмов хэнка (не классических).
    Такая система у них подготовки)))
    Мы, например, чистое хакко делаем один раз в неделю всю тренировку. Один день посвящаем ударной технике, спаррингам, постановке удара, защитам и т.п. И третий день посвящаем работе на чувствование движеий противника, толкающие руки и т.п.
    После тайцзи и муай тай тяжело практиковать в каких-то узких рамках. Но как техника циньна Хакко мне очень нравится, присутствует системный подход и т.д.
    А выходы на заломы в скоростном бое я использую проверенные тайцзишно-синъишные.
    Просто благодаря выполнению, многократному выполнению хакковских простых ваза у меня намного лучше стали получаться любые заломы, даже не похожие на классику Шодана.Оценить комментарий: 0?0

    • Азамат Чинасов:

      Шодан в хакко — это уровень начинающего. В отличие, например, от кекушина. Поэтому ваза первого дана требуются более для проработки определённых стереотипов движений, выстройки структуры. Работа на коленях нужна лишь для тго, чтобы разобраться с руками и корпусом без включения работы ног в полном объёме.
      Сами по себе ВСЕ классические ваза первого дана в чистом виде не особо применимы против каих-либо реально мощных и резких ударов и настоящих захватов, надо признать. Тут учишься работать с выходами на заломы при разных усилиях со стороны партнёра и ничего более.
      А вот уже уровень Нидан (второго дана) — это более реалистичные приёмы-вазаи, конечно, множество приёмов хэнка (не классических).
      Такая система у них подготовки)))
      Мы, например, чистое хакко делаем один раз в неделю всю тренировку. Один день посвящаем ударной технике, спаррингам, постановке удара, защитам и т.п. И третий день посвящаем работе на чувствование движеий противника, толкающие руки и т.п.
      После тайцзи и муай тай тяжело практиковать в каких-то узких рамках. Но как техника циньна Хакко мне очень нравится, присутствует системный подход и т.д.
      А выходы на заломы в скоростном бое я использую проверенные тайцзишно-синъишные.
      Просто благодаря выполнению, многократному выполнению хакковских простых ваза у меня намного лучше стали получаться любые заломы, даже не похожие на классику Шодана.Оценить комментарий: 0?0

  2. Egor:

    Кэндо, кстати, не совсем (вернее совсем не) подходит для обучения шагам. Там шаги очень специфичные, применяемые только в кэндо.Оценить комментарий: 0?0Хакко — школа самурайского толка, поэтому на высоких данах есть работа с катаной, батто-дзюцу. Вообще любой мастер японского дзю-дзюцу и айкидо обязан уметь обращаться с дубинкой, катаной, шестом и ножом. Про бразильское джиу ничего не говорю — там другие цели и приоритеты, свои.Оценить комментарий: 0?0

    • Азамат Чинасов:

      Хакко — школа самурайского толка, поэтому на высоких данах есть работа с катаной, батто-дзюцу. Вообще любой мастер японского дзю-дзюцу и айкидо обязан уметь обращаться с дубинкой, катаной, шестом и ножом. Про бразильское джиу ничего не говорю — там другие цели и приоритеты, свои.Оценить комментарий: 0?0

  3. Egor:

    То есть Хакко есть смысл заниматься только дополнительно, когда уже хорошо владеешь чем-то ещё? Например, борьбой и боксом.
    Меч-то знать можно, но только не через кэндо. Слишком оно убито спортом. Тут, возможно, подойдут иные стили, типа Синкаге-рю.Оценить комментарий: 0?0Да, для меня именно так. Хотя мастера стиля утверждают, что это необязательно)) Но как перехватить удар, когда сам не можешь посадить с одного точного удара? Как работать от серий? Никак.
    Хакко — это практичная, хорошая, рабочая система самообороны. которая учит обезвредить агрессивного, но не особо обученного оппонента, не причиняя ему особого вреда и травм без особой на то необходимости. Дану этак к третьему-четвёртому адепт хакко уже вполне может воевать с нормальным боксёром или борцом, правда соблюсти при этом гуманизм навряд ли получится всё равно.
    Хакко это вовсе не школа, где есть полный цикл подготовки воина, как например школа Арабаджиева (мощная ударка, мощная борьба, реальная скоростная работа с оружием и т.д. и т.п.)
    Но именно это позволяет заниматься ею в удовольствие не спортсменам, людям, которые уже были давно далеки от спорта есть место среди белых поясов хакко. Не очень интенсивный режим тренировок не сделает из вас супермена, но укрепит тело, связки, сухожилия; практика ваза даст уверенность в своих силах и возможность почуствовать реальный, а не воображаемый контакт с противником. Школой действительно могут заниматься женщины, хотя я в свою секцию их не беру)))Оценить комментарий: 1?0

    • Азамат Чинасов:

      Да, для меня именно так. Хотя мастера стиля утверждают, что это необязательно)) Но как перехватить удар, когда сам не можешь посадить с одного точного удара? Как работать от серий? Никак.
      Хакко — это практичная, хорошая, рабочая система самообороны. которая учит обезвредить агрессивного, но не особо обученного оппонента, не причиняя ему особого вреда и травм без особой на то необходимости. Дану этак к третьему-четвёртому адепт хакко уже вполне может воевать с нормальным боксёром или борцом, правда соблюсти при этом гуманизм навряд ли получится всё равно.
      Хакко это вовсе не школа, где есть полный цикл подготовки воина, как например школа Арабаджиева (мощная ударка, мощная борьба, реальная скоростная работа с оружием и т.д. и т.п.)
      Но именно это позволяет заниматься ею в удовольствие не спортсменам, людям, которые уже были давно далеки от спорта есть место среди белых поясов хакко. Не очень интенсивный режим тренировок не сделает из вас супермена, но укрепит тело, связки, сухожилия; практика ваза даст уверенность в своих силах и возможность почуствовать реальный, а не воображаемый контакт с противником. Школой действительно могут заниматься женщины, хотя я в свою секцию их не беру)))Оценить комментарий: 1?0

  4. Egor:

    Благодарю за развёрнутый ответ. Вопросов больше нет — на все ответили ))
    Вы правильно делаете, что даёте своим ученикам всестороннюю подготовку, иначе это будет как с айкидо, вроде всё есть, а ничего не работает.Оценить комментарий: 0?0

  5. Азамат Чинасов:

    Ну я бы не стал однозначно «гнать» на айкидо. При поставленной ударке и хороших перемещениях, а также сильных кистях и предплечьях исполнителя айкидо имеет все права называться боевым искусством, причём самого лучшего толка.Оценить комментарий: 0?0