Секции боевых искусств: проблема выбора часть 2

Posted: 6 октября 2011 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Философия для всех
Tags:
Рейтинг статьи
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
Загрузка...

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Инструктор: Азамат Чинасов. 8-919-114-18-27 О школе

Бойцы "Восьмиугольника" (MMA)

И все же турнирно-ориентированные стили восточных единоборств (клубы боевых искусств) еще не самое скверное, ибо лукавый человеческий разум в союзе с жаждой наживы породил уж вовсе отвратительное явление, — всевозможные шоу, «восьмиугольники», «бои без правил» и тому подобные чисто коммерческие предприятия. Именно там находят, образно говоря, свою смерть поддавшиеся искусу мастера и целые направления, поскольку отбор техник происходит по ранее вообще немыслимому параметру — зрелищности и эффектности. Неодолимые законы шоу-бизнеса требуют от участников хорошо видимых, амплитудных, размашистых и «страшных» движений, доступных пониманию жующей поп-корн и пьющей пиво публики. Требуют прыжков, кувырков, подсечек и «вертушек» — короче, всей той мишуру, которую, собственно, и платятся деньги. Нокауты и кровь также обязательны, ибо кому интересно вместо захватывающего шестираундового побоища наблюдать тихое падение тела в результате незаметного глазу мгновенного движения на первой минуте схватки? (Хотя бывает и так.)
В общем, с такими течениями все понятно, и они не заслуживают долгого разговора. Можно добавить лишь то, что в подобных игрищах никогда не принимают участия сколько-нибудь значительные мастера боевых искусств, имеющие вес и имя в соответствующих кругах. Уровень шоу — это средний уровень, не более. Если на арене современный гладиатор безо всякого вреда переносит десяток «сокрушительных» атак с тем, чтобы тотчас самому ринуться в наступление, то незачем пускаться в рассуждения об искусстве держать удар, поскольку держать, увы, нечего. Когда Ояма бил быков в лоб, те послушно валились наземь и не помышляли о реванше, а когда Коичи Тохэй, уже будучи маститым дзюдоистом, в ответ на приглашение Уесибы «атаковать любым способом» попытался его схватить, то вдруг с удивлением осознал себя лежащим на татами, и притом никак не мог вспомнить, каким образом он занял горизонтальное положение. Подобных увлекательных историй существует великое множество, но все они укладываются в простую схему — подлинное мастерство всегда молниеносно и однозначно, вариантов нет, а реальная схватка с настоящим мастером заканчивается, не успев начаться.
Когда сегодня такое количество школ гордо объявляют себя практикующими «полный контакт», тем самым они признаются либо в явной лжи, либо в явной неэффективности своих методик тренировки. Действительно полный контакт при правильной (то есть традиционной) реализации несет увечья и смерть, что, конечно же, абсолютно недопустимо. Конкретная техника не играет при этом особой роли, так как любые перемещения своего тела в пространстве легко заполнить тем или иным содержанием, четко поставив перед собой соответствующую задачу — «чего я хочу?» Научиться, грубо говоря, бить морды? Убивать? Подтянуть здоровье и привести в гармонию тело и дух? В зависимости от цели придется подобрать соответствующие ей методы и настроиться на более или менее длительный период вроде бы безрезультатных занятий, пока идет процесс внутреннего накопления и сортировки материала, который когда-нибудь, в единый миг (а это всегда происходит именно так) не обернется новым качеством.
Специально для тех, кто охоч до «тайных знаний» и волшебно эффективных «секретных» приемов и надеется в клубе боевых искусств овладеть ими, а также в кратчайший срок без особого труда и затраты сил сделаться грозным бойцом, хотелось бы привести старинную вьетнамскую притчу про то, как тренируются настоящие мастера боевых искусств.
Один юноша был прямо-таки помешан на изучении упражнений. Не было учителя, которого он не замучил бы своими расспросами, не было приема, который бы он не отрабатывал. И вот, после многих лет занятий он решил, что постиг все существующие приемы и отправился странствовать, чтобы найти равного себе и померяться с ним силами. Забрел он как-то в лес и увидел старика, который, не замечая ничего вокруг, наносил удары кулаком по дереву — то быстро, то медленно, то сильно, то слабо. И так все время без перерывов, без устали. Удивившись, юноша подошел к старцу.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие красивые своей рациональностью реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

— Дедушка, чем это вы занимаетесь?
Не прекращая своего дела и даже не обернувшись, старик спокойно ответил:
— Отрабатываю удары, сынок.
Обрадовавшись, будто он напал на клад, юноша подошел поближе и торжественно произнес:
— Остановитесь, дедушка! Испробуйте лучше на мне свое искусство!
— Можно. Не будем терять слов!
И вот два бойца стали друг напротив друга. Первый стоял прямо и твердо, как дуб, второй же легко передвигался, проделывая сложные красивые движе¬ния.
— Держись! — крикнул вдруг старик и с быстротой молнии нанес молодому удар в грудь, от которого тот свалился на землю. Считая, что поединок закончен, старик повернулся к дереву и продолжал молча бить по стволу, словно бы ничего не произошло. Юноша пришел в себя, поправил одежду и почтительно обратился к старику:
— Скажите, каким приемом вы меня свалили?
— Какой там прием! Отрабатывай лучше удар, он должен быть быстрым и сильным. Ударишь быстро — попадешь в цель, ударишь сильно — собьешь с ног!

Вот в этом и состоит простой секрет, в котором, как в волшебном зеркале, отражается самая суть традиционного понимания техники и тактики поединка. К сожалению, этот испытанный веками путь показался для сегодняшних адептов слишком примитивным, а потому скучным. Но редкие настоящие мастера боевых искусств ещё встречаются и тренируют как положено. В ходу принципы, которые исповедовал наш юноша, то есть процесс направлен не вглубь, а как бы вширь, и рассчитан на увлекательное постижение все новых и новых приемов, связок, комбинаций и техник. Ничего плохого или зазорного в этом нет, и большинство из нас идёт в клуб боевых искусств, скажем прямо, ради удовольствия. Это не более чем хобби, без претензии на достижение каких-то великих рубежей. Нужно лишь не обманывать себя и отчетливо сознавать, что тем самым мы получаем в руки деревянное ружье, не способное защитить в минуты опасности, но очень похожее на настоящее.
Может быть, ответ на наши сомнения заключается в строчках из «Дао Дэ Цзин»:

Великое совершенство похоже на изъян,
Великая полнота похожа на ущерб,
Великое мастерство похоже на неумение.
Великое красноречие похоже на косноязычие.

Однако там же читаем:

Сложное и простое завершают друг друга,
Длинное и короткое вымеряют друг друга,
Высокое и низкое друг друга определяют…

Увы, чаще всего дорога к простому пролегает через непростое, и, как гласит древняя пословица, «чтобы расслабиться, нужно вначале напрячься, а чтобы напрячься, нужно сначала расслабиться». Кстати, любопытно, что почти все создатели «мягких» гуманных школ в молодые годы прошли через сущий ад силовых стилей, и были очень даже неслабы физически (например, тот же Морихэй Уесиба). Так что не прогадайте в выборе секции боевых искусств! А если уже давно выбрали, то перефразируя В. И. Ленина: «Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться.» Всем любителям и фанатам боевых искусств и единоборств УДАЧИ и СЧАСТЬЯ, а также УСПЕХОВ!

Основано на материалах автора Валерий Хорев

  1. Андрей:

    Интереснейшая статья !!! Очень просто и доступно написано, спасибо тебе Азамат !!!

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  2. Сергей Куприянов:

    Азамат, с хорошим тебя боевым блогом поздравляю! У тебя получилось создать такой блог, я и не сомневался ;), правда, драки не люблю...

    Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0