Классические дзю-дзюцу наподобие школы Хакко Деншин Рю (вышедшие из лона Дайто Рю или подобные по сути) в практическом применении наиболее впечатляюще проявляют себя именно в качестве школ для получения навыков задержания противника, а не для нанесения тяжких телесных повреждений или вообще убийства оного. В этом плане непосредственно Хакко вообще гуманно. Убрано множество поистине варварских приёмов материнской системы, которые могут при их применении сделать противника инвалидом.
Почему я написал «в практическом применении» чуть ранее? Всё просто. Зачастую, когда гражданские занимаются такими вещами, как айкидо, айки-дзюцу, дзю-дзюцу без соревнований, спаррингов и т.п., а в группе нет достаточного количества «реалистично» настроенных людей, то о получении навыков задержания даже безоружного физически сильного противника можно забыть навсегда.
Никого не осуждаю. Практика Хакко Деншин Рю, например, даже без уклона в сторону реализма может быть прекрасной физической нагрузкой, интересным времяпровождением, клубом по интересам, где люди получают заряд позитива и ощущение полноты жизни. Приобщение к культуре Японии, самурайских дух и прочее.
Итак, опустим грустное. Представим, что мы имеем представление об ударной технике рук и ног достаточное, чтобы не вызывать сравнений с пьяным колхозником или Буратино. Кое-что умеем и понимаем в борьбе. Вот я выучил классику 1-го, 2-го и 3-го данов, нашлифовал всё это с партнёрами, которые тоже не пальцем деланы. У нас уже получаются классические приёмы при умеренном сопротивлении партнёра по ходу приёма. Всё вроде бы неплохо. Но… , пробуя сделать любой приём на неистово сопротивляющемся реальном противнике получается плохо или вообще не получается и мы просто забиваем его ударами. Знакомо?
Мы сокрушаемся. Переживаем. И… уходим в мма. Или в БЖЖ. В крав-магу. Борьбу нанайских мальчиков. А там нам не хватает этого изыска в техниках, эстетики и прочего…
Короче. Выход есть. И у этого выхода несколько компонентов. И всё это больше для продвинутых.
Компоненты прокачки практичности Хакко Деншин Рю Дзю-Дзюцу.
- Вводим «долгое» взятие противника на контроль. Смысл упражнения заключается в том, чтобы, начав делать один из классических приёмов при сопротивлении противника переходить максимально коротко и лаконично, а главное логично на другой приём, не пошло — на третий, не пошло — на четвёртый и т.д., например, в течении минуты или трёх. Тут очень важно, чтобы у людей к этому времени классической техникой были выработаны основные принципы системы, тогда упражнение приносит колоссальную пользу и даже позволяет каждому отработать реальные «коронки», которые будут работать в большинстве случаев.
- Берём человека на контроль, исходя из своей квалификации. По команде человек пытается уйти с болевого контроля или удушения, используя силу и технику. Стараемся удержать человека на контроле за счёт правильной позиции и боли, не травмируя. Если даже из этой фазы от приёма «уходит» 50 процентов ваших партнёров — вам срочно нужно разбираться в базовой технике!!!
- Пожалуй, самое весёлое упражнение в данной ветке. Начинаем делать любой классический болевой замок, удачно взяв партнёра на болевой контроль быстро и, НЕ ПРЕРЫВАЯ ДВИЖЕНИЯ, меняем технику болевого воздействия и вуаля — партнёр уже на новом болевом и снова безволен и так по мере повышения уровня, начиная с двух-трёх болевых в одном приёме и до 10-15 смен болевых, вплоть до нескольких смен положения оппонента со стоя на лёжа и обратно, разворотов и кувырков.
- Жестокое и необязательное, но эффективное упражнение. Делаем упражнение 1, но разрешается в 1/3 силы аккуратно, но болезненно наносить толчки и удары (щелчки) по уязвимым зонам таким образом, чтобы тело поворачивалось, сгибалось, выгибалось нужным нам для исполнения того или иного приёма образом.
- Делаем болевой контроль таким образом, чтобы партнёр оказался в идеальной позиции для жёсткого добивания ногами. Т.е. руки = болевое воздействие на руку, шею и т.п. , ноги = добивание.
Хочу немного оправдаться за некоторую жёсткость подхода. Уметь — не значит постоянно делать. Но считаю, если отдаёшь этому не первый десяток лет — уметь такое обязан.
Вот иллюстрация, как даже просто показывая классику, чтобы нормально сделать приём тэ-кагами на крепком зажатом человеке, мне пришлось применить дополнительный болевой на кисть его другой руки и воздействовать на его голову левой голенью (о.47 — 0.50). Что уж говорить о реальном бое.
Что делать, если наш сэнсей ТАКОМУ не учит??! Друзья, сэнсей, если он профи, в первую очередь, даёт вам хорошую базовую технику. Возможно, эти вещи просто будут позже. А вообще подогнать техники под себя и особенности использования — это ваше дело. С правильно выставленными углами входа в противника, шагами, движениями рук, атэми, центровкой и т.п. делать техники на практике глобально неправильно просто невозможно. А дырки, недочёты закроются в процессе практики.
Естественно, без понимания и усвоения того же простейшего и важнейшего Хакко Дори в продвинутом коридоре техник делать нечего, чём написано тут.