Очерк первый – удары ногами и «большая тройка»

Опубликовано: 31 августа 2012 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Я и КОНТЭН
Tags: , ,

Семинар (для меня это было 6 тренировок по 2 часа) был очень интересным, правда, коротким по причине непредвиденных обстоятельств с моей стороны. Наибольший интерес для меня лично в системе КОНТЭН представляют на данный момент детально проработанные техники входа в боевое пространство противника, способы трансформации шагов в удары ногами и обратно. Давайте расскажу про работу ног, как её трактует боевое искусство КОНТЭН, её наработку и выставку.

Существует множество типов нанесения ударов ногами, но в КОНТЭН основой для обучения ударам ногами и для развития ряда сопутствующих навыков используется так называемая «Большая тройка». Что же такое «Большая тройка»? Боевое искусство КОНТЭН на первых этапах подготовки бойцов исповедует три основных удара ногами: прямой передний удар изнутри-наружу-вперед (битуро-чаги – кор.), длинный круговой удар внутрь (долио-чаги – кор.) с вытяжкой корпуса в струнку, пробиваемый подушечкой ступни под пальцами и задний удар ногой (двит-чаги – кор.). Почему же выбраны именно эти удары? Основных причин несколько. Первая причина – каждый из ударов характеризует определённую группу, классифицируемую по положению относительно противника. Битуро соответствует передним ударам, долио – переходным от передних к задним и двит-чаги соответствует группе задних ударов. Ученик, изучая «большую тройку» учится работать удары всех трёх групп, что со временем облегчает изучение любого удара ногой, достаточно только будет соотнести его с одной из трёх групп и сделать мелкие доработки по траектории движения ступни.

Видео с семинара в Мысхако в августе 2012, Ю.Ю. Сенчуков демонстрирует «Большую тройку» на стене, объясняет как раз, что не нужно после каждого удара ногой падать в такие широкие стойки, как делаю это я. И показывает постановку ноги в восьмистороннюю позицию КОНТЭН после выполнения битуро и двит-чаги. После долио положение представляет собой стойку со ступнями чуть уже ширины плеч практически на одной линии перпендикулярно линии атаки.

Читайте также:  Очерк второй – синъицюань с точки зрения КОНТЭН

Вторая причина важности этой связки из трёх ударов ногами – это то, что связка учит работать ногами непрерывно, вращаясь в любую сторону. Обычно человек вращается хорошо в какую-то одну сторону и просто отвратительно – в другую. Лично мне поначалу связка показалась простой и незатейливой, но, оказывается, правильные длинные долио и двит должны быть выполнены так, чтобы ваша голова в момент удара находилась где-то на уровне вашей поясницы и взгляд на противника в заднем и переходном ударах должен идти вдоль ударной ноги. Просто жесть! Это даёт возможность полностью вложить таз в удар, а также легко перейти на кувырок, если ваша нога жёстко захвачена. К тому же становятся возможны удары ногами, при которых вы опираетесь рукой (предплечьем) одноимённой опорной ноге на бедро этой самой ноги, усиливая прочность её постановки, либо даже опираться ладонью этой руки на землю (здравствуй, капоэйра!). Ни в тайском боксе, ни тем более в каратэ меня такому не учили, хотя сейчас я припоминаю, что видел такие способы ударов ногами у продвинутых каратэк-контактников и у тхэквондистов (тоже далеко не у всех, хотя к хапкидо по ударам ногами оно наиболее близко).

Ещё один нюанс, нарабатываемый в данном упражнении при работе на стене – это отталкивание от цели после нанесения удара, которое помогает, как быстрее вернуть ногу в удобную стойку для продолжения атаки, так и усиливает эффект от удара, добавляя в удар специфическое «незастревающее» кимэ.

После работы на стене, выполнения динамических растяжек в форме упражнения шиворот-навыворот (подробнее позже) и других, а также упражнения, напоминающего старый добрый кан-кан мы работали все удары «большой тройки» почти в полную силу на кирасах, которые поодевали наши партнеры. Тут сразу стало видно, кто умеет бить ногами, а кто просто машет ими. По ходу выполнения данного задания с ударами на кирасах ЮЮ объяснял бьющим горемыкам (нам) в чём наши проблемы и куда мы деваем всю ту силу, которая должна в идеале влетать в соперника через ударную поверхность ступни. Боевое искусство даётся только упертым и внимательным, как и любое другое искусство.

Читайте также:  Теория ударов руками тэквондо. Волна

Назвал ролик «Проникающий маваши КОНТЭН» для понятности и наглядности, так как маваши уже стало нарицательным и его знает каждый школьник.

После проработки ударов на кирасах было разобрано редко встречаемое в спортивных единоборствах применение экс-кика (нерио –чаги – кор.) в качестве защитного действия против атак противника. Тот, кто пробивал нерио, должен был сбивать им прямолинейные атаки шеста, обмотанного на треть поролоном или чем-то другим мягким. Сначала Юрьич сам показал, как это делать, но безалаберный ученик, роль которого выполнял Серега Ерёмин тыкал ЮЮ шестом куда угодно кроме заявленной зоны груди. Потом пришла очередь Серёги сливать атаки шеста с помощью нерио-чаги, потом и мне дали возможность попробовать, получилось нормально, только жутко мешала кираса, которую я не успел снять. А с партнером мне повезло, шестом меня тыкал сам о-сенсей.

На форуме школы КОНТЭН  как раз обсуждается тема семинара в Мысхако в конце августа. Там же скоро будут добавлены материалы и о других интересных нюансах КОНТЭН по моему мнению.

P.S. Вот недавно ещё немного мыслей навеяли тренировки об ударах ногой с разворота.