Данная статья появилась в результате длительного общения с моим Учителем Игорем П.
Привет всем читателям и посетителям сайта. Решил написать статью про звериные стили в китайском ушу. Долгое время я считал, что это просто набор различных технических решений, применяемых в боевых столкновениях. Затем по мере взросления и постижения БИ, ко мне пришло понимание, что все не так просто в данном случае. Почему в школах ушу, трактующих себя как БИ, обязательно присутствует минимум два звериных стиля. Сейчас кто-то возразит не во всех. Согласен я с вами, не во всех. Однако, берём тайцзи-цюань и видим наличие двух: змея и журавль. Смотрим син и цюань: двенадцать зверей. Стиль тигра: тигр и журавль. Знаменитый стиль Шаолиня: пять зверей. Зачем наличие в стиле нескольких, иногда прямо противоположных по техническим действиям, зверей? В молодости я считал, что это требуется для возможности уметь противопоставить разным противникам разную технику. Какой-то смысл в этом присутствует. Люди разные, работают технически по-разному. Поэтому данная версия «имеет место быть». Но время шло, тренировки стали немного другими. Пришло понимание, что время не бесконечно и нельзя стать мастером во всех техниках одновременно.
Так как, для наработки одних техник требуются одни упражнения, а для наработки других совсем другие. Очень часто эти упражнения по своему эффекту прямо противоположные. Например, в тигре тренируется работа «мостами», а это требует набивки предплечий.
А в журавле блоки совсем другие, требуется «живая» тонко чувствующая рука. Стал искать и где-то прочитал, что подбор стиля происходил в зависимости от психологического типа ученика. Одному подходил стиль мощный, второму наоборот мягкий. Довольно правильный подход по моему мнению. Ведь у нас имеются зодиакальные знаки, и мы делим людей по этим знакам. Кто-то любит атаковать, а кто-то работать от защиты. Кто-то предпочитает ближний бой, а кто-то работу на дистанции. Долгое время данный ответ меня устраивал. Но повторюсь, время идет, происходит переосмысление своих техник и приходит другое понимание БИ.
Совсем недавно, разговаривая со своим Учителем Игорем П., я услышал от него версию о работе в звериных стилях. Обдумав все, о чем мы с ним говорили, предлагаю такую трактовку. Наличие зверей в любом стиле это вехи мастерства и овладения БИ. Сложно осмыслить с первого раза. Слишком непривычно звучит. КАК можно сравнивать тигра и журавля, змею и леопарда, дракона и предыдущие стили. Можно если посмотреть на них с точки зрения времени. Человек начинает заниматься БИ в молодости. Как правило, он довольно силен, здоров физически, вменяемо, агрессивен и т.д. Или хочет приобрести эти качества за время занятий БИ. Отработка технических действий, набивка, работа с избытком силы, мощные удары. Можем сказать, что ученик «тигр». Проходит время, ученик становится, не так молод.
Но остается прыгучесть, тело проработано, приходит понимание экономии энергии. Скорость, работа по болевым зонам, активность движений, наличие множества технических действий- все это характеризует «леопарда».
Время неумолимо движется вперед и адепт понимает, что нужно больше экономить энергию. Максимально быстро оканчивать схватки и т.д. Он начинает сосредотачиваться на работе по болевым точкам, провалам противника мимо себя и переходит к комбинаторным «взрывным» действиям. Можно уверенно говорить о «журавле». Далее происходит удивительная вещь.
Человек уже не хочет драться, но уже и не может без БИ. И здесь наступает время «змеи». Как мудрая змея, мастер силен не только в бою, но и в жизни. Он не только может надавать тумаков. Он просто прогнозирует ситуацию боя или жизни. Холодный рассудок, умение контролировать свои эмоции и желания. Умение простыми словами обрисовать сложную ситуацию и подсказать выход из неё. Все это говорит о том, что это уровень настоящего мастера-«змея». Мастер не будет делать лишних движений ни в жизни, ни в бою. Начинается активная работа с энергетикой, происходит развитие экстрасенсорных возможностей человека. Личностный и духовный рост выходят на первый план.
Далее идет уровень «Дракона». Уровень мудрости, уровень умения направлять ситуацию, а не просто её прогнозировать. Уровень такого духовного развития, при котором нет понятия боя вообще. Уровень понимания законов природы и Вселенной. Дух поднимается на очень высокий уровень, на первый план выходят техники духовного развития. Происходит переосмысление смысла жизни и потребностей. И это все продолжается до самой смерти физического тела.
Если принимать такую теорию, то можно говорить о том, что в рамках любого стиля и не только ушу происходит работа по всем пяти зверям. При наличии одних и тех технических действий, человек за свою жизнь плавно и последовательно проходит всех пять зверей. Начиная от тигра и заканчивая драконом. При этом в техническом плане происходит смещение акцентов в работе над элементами, без изменения самих технических действий. В энергетическом плане происходит постепенное смещение акцентов в сторону техник, которые накапливают энергию. И затем происходит постепенный переход в сторону духовного развития. Техники цигун переходят в медитацию и духовные практики. Возможно, именно по этому, в древности школы ушу назывались школами жизни. И обучение там действительно продолжалось всю жизнь. Нам остаётся только пожалеть о старых временах и скорбно вздохнуть. Или наоборот, улыбнуться наивности автора данной статьи. Но в любом случае, предлагаю всем читающим гордо расправить плечи и сделать следующий шаг вперед. ШАГ ВПЕРЕД в страну БИ, там ведь очень много интересного и загадочного.
С уважением, Валерий Калиновский для сайта budmuzhchinoi.ru.
Детсадовские понты (для обмана «честных фраеров»).
я хаттов стать мужиком я хаттов научится кунг-фу.