Зачастую у людей уже немало времени, как они думают, отдавших боевым искусствам, если им характерен аналитический склад ума, возникают всякие вопросы, на которые человек далекий от БИ всегда «знает» ответ. Я, как сейчас помню, что Валера, уже занимавшийся много лет каратэ и ушу как-то стал спрашивать всех, кто более-менее был знаком с искусством драки из нашего БИ-шного сообщества, задавая один и тот же вопрос: «Как ты входишь в атаку?» Вопрос вроде бы прост, но как и любой практический вопрос это только на первый взгляд так.
В данной статье излагается мнение на этот важный вопрос человека, который много сделал, возможно и не очень этого желая, для становления меня, как бойца, эффективно использующего технику Востока в ринге и на улице.
«Пишу данную статью по просьбе моего друга. Так как работаем мы с ним в похожей манере, то и понимание техник объяснять не нужно (по крайней мере, я так надеюсь).
Итак — начало атаки. Давайте сразу оговоримся, что в данной статье не разбирается уличный вариант. Предположим, что мы в зале, в комфортных условиях. Психически расслаблены и готовы к тренингу. На первое место выходит такой фактор, как партнер. Почему? Потому, что ему уготована очень неблагодарная роль. Он априорно должен проигрывать вам. По крайней мере, на первом этапе наработки. Иначе никаких навыков вы не сможете наработать, а тренировка превратиться в нечто непонятное и не комфортное.
Попробуем рассмотреть начало атаки с позиции нескольких стилей, а в частности син и цюань, тайцзи цюань и хакко деншин рю. Т.е. стиля «атакующего», стиля «уступающего» и стиля самообороны.
Син и цюань — яркий стиль атаки. Прыжок и удар в точку. Атака начинается любо входом с дальней дистанции ударом, либо «приручается» мешающая рука противника и затем опять следует «точечный» удар. И все, на этом бой должен быть окончен. Кажется все просто. Нет, вам не кажется. Все именно просто. И в этой простоте и состоит сложность этого стиля. Умение почувствовать момент атаки. И суметь уложиться в короткий промежуток времени между спокойствием противника и началом его атаки- это и есть высшее мастерство син и цюань. Как не парадоксально, но именно в син и цюань партнер наименее нужен на начальных этапах.
Отрабатывается навык входа просто. Нужна макивара, расстояние до нее метра 3 и огромное желание пахать. Становитесь на расстоянии метра 1,5 и начинаете атаковать поочередно слева и справа ударом бэн цюань. В момент удара по макиваре, вы должны быть в стойке и тут же выйти обратно. Вход максимально быстрый, и такой же максимально быстрый выход. На втором этапе требуется партнер. Он берет лапу (или другую защиту на уровень груди) и становится напротив вас. Ваша задача атаковать бэн цюань, а его задача, заметив начало вашей атаки сместиться назад, не давая вам дотянуться до лапы. Таким образом, вы отрабатываете вход вперед, а ваш партнер отход назад. На третьем этапе нужна защита для обоих партнеров. Становитесь напротив друг друга и начинаете: 1 номер — удар бэн цуань, 2 номер — отход; СРАЗУ без остановок 2 номер — бэн цуань, 1-й номер — отход. И так в циклическом режиме. Таким же образом можно отрабатывать все пять базовых ударов.
Тайцзи цюань. Специально не пишу название стиля, дабы не было упреков: А у нас не так делается, все не правильно и т.д. В тайцзи цюань есть два метода входа в атаку: «уступающий» и «запирающий». Так как тайцзи цюань стиль по распространенному мнению стиль «мягкий», то и начнем мы с уступающих входов. Уступающий вход, представляет собой, отход перед атакой противника, контролируя атакующую конечность. В тот момент, когда сила противника себя исчерпала, мы продолжаем движение и проводим свой прием. Например: атака противника прямым ударом в корпус. Продолжая его движение, мы смещаемся назад по траектории удара. При этом накладываем одну руку ему на локоть с внешней стороны, а вторую на предплечье с внутренней стороны. Достигнув конечной точки, мы продолжаем тянуть руку противника по траектории движения, немного скручиваясь вдоль горизонта. Примером может послужить прием «Играть на лютне». Происходит вывод из равновесия. Атаку остановили и готовы сами атаковать. Нарабатывать такой вход возможно и без партнера. Требуется канат и столб. Закрепили канат на уровне плеч. Взяли второй конец в руку, натянули канат и начали отрабатывать. Натяжение каната регулируем рукой, которая его держит.
«Запирающий» вход состоит в том, чтобы успеть в начале атаки противника перекрыть ему сектор атаки и вывести из равновесия. Например: атака противника прямым ударом в голову. Движением двух рук снизу вверх подбиваем руку противника и, делая шаг вперед, зажимаем её в направлении противоположного плеча противника. Таким образом, мы перекрыли вектора возможных атак второй рукой и сместили центр тяжести противника. Ярким примером такого приема служит «погладить гриву дикой лошади. Отрабатывать данный вход очень удобно на столбе. Встали перед столбом в произвольной форме, затем вход и запирание под верхнюю руку столба. Опять вернулись в и.п. и снова вход и запирание, но уже с другой стороны. Затем переходим к работе с партнером.
Хакко деншин рю. Вход в данной системе предусмотрен только вперед, к противнику. Производится атэми по глазам. При этом в идеале, атэми должен быть таким, чтобы противник был выведен из равновесия и наклонен немного назад. Затем идет непосредственное воздействие на суставы. Вход, как правило, происходит внутрь противника. Это обусловлено наличием тактической ситуации. Например: захват за рукав (плечо) и нанесение удара второй рукой. Защищающийся, в момент захвата, наносит атэми в область носогубной складки и заставляет противника запрокинуть голову назад. Далее рука, которая производила атэми, производит рубящее движение по руке противника, которой он пытался ударить защищающегося. И только потом начинается непосредственная работа на сустав. Имеются так же входы с внешней стороны. Они очень похожи на тенкан в айкидо. Поэтому уделять им место в нашей статье не требуется.
Подводя итог всему написанному можно сказать, что все входы в атаку делятся на «запирающие» и «уступающие», на входы с внешней стороны и на входы с внутренней стороны. В разных стилях присутствует свой вариант входа, обусловленный либо движком стиля, либо ситуацией, в которой данный вход применяется.
Рассмотрим на примерах.
Вход под боковой удар левой рукой.
Рассмотрим несколько вариантов при такой ситуации.
И.п.: Вы с противником находитесь напротив друг друга. Стойки у обоих левосторонние. Тори делает шаг с левой ноги вперед и наносит левый боковой удар в голову уке. Уке в свою очередь имеет несколько вариантов действий.
Вариант 1: При начале движения Тори, Уке шагает правой ногой вперед. Левая рука наносит атеми в лицо Тори,а правая производит блокирование в районе локтевого сустава Тори. Далее по ситуации, либо бросок/ свал/ Тори на спину и переход на борьбу в партер. Либо захват головы противника и бросок через спину типа айки наге. Пример «запирающего входа».
Вариант 2: При начале движения Тори, Уке шагает правой ногой вперед и делает нырок под ударную руку Тори. Левая рука наносит скользящий удар по ребрам Тори в районе селезёнки, Правая рука находится у головы и страхует её. В момент выхода из нырка правая рука производит боковой удар в голову Тори. Пример «Атакующего входа».
Вариант 3: При начале движения Тори, Уке шагает правой ногой назад. Одновременно скручивает корпус вправо и подтягивает левую ногу к правой ноге. Практически Уке стоит спиной к Тори, присев и сжавшись как пружина. Далее следует удар левой ногой назад в область ребер Тори. Пример « уступающего входа».
Вход под прямой удар передней рукой
И.П.: Вы с противником находитесь напротив друг друга. Стойки у обоих левосторонние. Тори делает шаг с левой ноги вперед и наносит левый прямой удар в голову Уке. Опять-таки имеем несколько вариантов.
Вариант 1: Уке правой рукой сбивает левую руку Тори снаружи внутрь. При этом немного натягивая его руку к своему левому плечу. Одновременно нанося встречный удар в район подмышечной впадины Тори. Далее по ситуации либо продолжаем движение вперед и атакуем спину Тори. Либо зажимая левую руку Тори, производим бросок типа куби шими дори в ХДДР.
Вариант 2: Уке правой рукой сбивает левую руку Тори снаружи внутрь, делая глубокий шаг правой ногой вдоль удара Тори. Далее производим перехват левой рукой вдоль руки Тори и делаем шаг левой ногой вперед. Уке должен находиться во время этого движения около левого бока Тори, своей левой рукой контролировать руку Тори в районе плеча. Следующим шагом правой ноги Уке оказывается за спиной Тори, поворачиваясь лицом в том же направлении, что и Тори. Руки в это время находятся на плечах Тори и начинают тянуть его назад. Далее с шагом левой ноги назад в сторону производится опрокидывание Тори на спину.
Вот только некоторые варианты работы.
Всем удачи в тренировках. «
Прочел статью несколько раз и подумал, что всё верно, но я это вижу несколько по-другому. Вход у меня обычно 2-х видов: либо прилипающе-запирающий с последующим забиванием серией ударов + бросок-добивание/контроль, либо через атакующие хлесты + всё, что было перечислено в первом способе. И небольшая иллюстрация хлестов.
Хлесты на входе в атаку.