За что мне всегда нравились стили синъи и тайцзи, так как в них относительно небольшое количество стилеобразующих форм движений. В тайцзи их 13, в синъи вообще 5. Если делать только эти элементы, отрабатывая и исследуя их всесторонне, соблюдая базовые рекомендации стилей к стойке, положению частей тела, этакий стилевой движок, можно выйти на неплохой уровень владения стилем даже не изучая никаких дополнительных форм, расширяющих технический арсенал. Хотя, когда основы тщательно проработаны, как раз самое время учить более длинные и сложные формы стилей. Так и должно идти обучение боевым искусствам, ЛЮБЫМ. Но вот по традиционным китайским стилям есть проблемка – шифу дают базовые техники так, что воспользоваться ими по-боевому даже через месяц-два-три после отработки не представляется возможным. Да, есть энтузиасты, раскапывающие правильное тактическое применение китайщины, но на это уходит слишком много времени.
Выход есть – найти хорошего мастера по избранному китайскому стилю, например, такого как Романов по Ченевскому тайцзи или Гусев по Западному дракону. Но их слишком мало. Ещё один выход – изучать ладони КОНТЭН, в них в спрессованном виде есть базовые вещи синъи, тайцзи и багуа в таком виде, в котором довольно легко привести их в рабочие боевые техники, настучав на снарядах и поработав с партнером, тем более, что методического материала в сети достаточно.
Когда вы изучаете «ладони КОНТЭН», то в каждой вы изучаете отдельный шаг, отдельный удар ногой, соответствующий шагу, удар рукой в верхний и в нижний уровень, бросок (обычно несколько на каждую ладонь). Основных «ладоней» шесть и две дополнительные, являющиеся наиболее часто применяемыми вариациями основных шести.
На сайте школы КОНТЭН можно найти подробное текстовое описание всех «ладоней». Опишу лишь своё ощущение от их проработки и выполнения.
Первая ладонь. Начав делать, мгновенно вспомнил синъишный пичжан, который изучал у Игоря П. Единственным отличием являлось перемещение по диагонали, позволяющее выйти противнику во фланг. Работа рук чистяком по синъи: «орлиные хваты», «липкие руки», удары рёбрами ладоней, предплечьями, локтем; работа на впрыгивании в противника. Если работать в манере тайцзи, то очень легко выходить на броски типа «лавочка» и другие выведения из равновесия. Кстати, только выполнением одной этой ладони можно проводить обучение боевым искусствам типа ликбеза, для новичков, которые не умеют ровным счётом ничего, а также менять чисто спортивную базу на более боевую. Так, в общем-то и апгрейдил мою базу Игорь П.
Вторая ладонь. Тут внешне чистое багуа, однако, прекрасно выполняется таким же движением и синъишный цзуань. Если первая ладонь выдавливает-вытесняет, то вторая огибает-обходит препятствие в виде защитной руки противника и жёстко втыкается в цель, ввинчиваясь. Обход противника снаружи с ударом – прекрасная атака и контратака. Этой же ладони соответствует удар ногой битуро-чаги.
Третья ладонь. Ладонь внешне синъишно-шаолиньская. Прямой удар рукой с поворотом под 45 градусов, удар микацуки-гери, задняя и передняя подножки – основные техники этой ладони. Далась мне легче всего, как родная, только поворот у меня всё получался чуть более 45 градусов.
Четвёртая ладонь «обезьянья». Движение, как обезьяна скачет по веткам на своих лапах. Мы наматываем противника и либо бьём его, натягивая на себя, либо бросаем, когда встречаем его атаку. Если атакуем сами, то забиваем противника шквалом хлёстких ударов ладонями по дуговым траекториям, а также короткими ударами локтем. По ногам соответствует ура-маваши. Перемещения короткие, очень собранные. «Обезьяна» требует живого подхода, интерпретаций, порой очень смелых. Как сказал ЮЮ, хлеща неофита по разнообразным траекториям движениями четвертой ладони: «Это обезьяна, а ей всё пофиг», имея ввиду, что не стоит слишком циклиться на только одной базовой траектории, чем часто грешат при обучении боевым искусствам.
Пятая ладонь. Ещё одна ладонь, которая пошла у меня на раз-два. Базовые удары: боковой или кросс рукой и маваши (долио) ногой. Прекрасный вход в противника под любой удар. Если кто знает багуа, то шаг в этой «ладони» коубу (закрывающийся). Основное усилие – прошибание, пробивание в направлении вперёд-вниз-по диагонали, как бы «заземляя» противника заломом, ударом, рывком. Даже маваши бьётся с этим «землением», что несколько увеличивает силу удара в отличие от горизонтального маваши. Хочу сказать в защиту маваши без срыва вниз и полного проворота на опорной ступне, который, как я понял чуть меньше уважает ЮЮ, что после его выполнения намного легче продолжать связку ударам рук, а после варианта ЮЮ удобнее ударить задний прямой удар пяткой либо вертушку в голову или ещё куда, где открыто.
Шестая ладонь. Вот, где чистое багуа. Хотя мне ближе тайцзи и форма показалась усложненным вариантом формы из яновского тайцзи «Пятясь, отогнать обезьяну» (и тут обезьяна!). Движение выполняется скрестным шагом на носок, потом идёт поворот на пятке опорной ступни (как при всех оборотниках) и на носке выводимой вперёд ноги. Руки при этом на скрестном шаге делают вставку в пах, перед этим словно контролируя атаку в голову другой рукой. На развороте рука, делавшая вставку в пах, поднимается движением типа синъишного цзуаня. Рука, которая как бы контролирует атаку в голову при развороте локтем и предплечьем прикрывает затылок от внезапной атаки.
Седьмая ладонь. В принципе, тот же цзуань, только с разноимённой руки с подшагом с позицию, где ноги стоят рядом, подшагивающая нога на носке. Очень мощная атака, этакий таранный апперкот. Аналоги присутствуют в шаолиньцюань, пигуа, том же синъи, кикбоксера даже одного знаю именитого, который так бьёт – Грегори Тони.
Восьмая ладонь. Ну, чистое пигуа! Руки работают вертикальную рубку почти прямыми руками как с разворотом через грудь, так и через спину. Отличная заготовка для работы на скоростных разворотах, как ногами, так и руками. Но над плечами придётся поработать.
Обучение боевым искусствам с помощью «восьми ладоней КОНТЭН» объявляю очень даже возможным и эффективным. Но, не ждите чудес. Пока все элементы ладоней, хотя бы нескольких, не будут обкатаны на снарядах (мешки, лапы, манекены, кирасы), в парной работе (монотоны, спарринги всех уровней сложности вплоть до свободного) они работать не будут. Но зато после того, как вы сами в процессе практики в каждой «ладони» найдёте не один десяток своих «фишек», вам будет довольно легко понимать, что делает адепт практически любого единоборства и за счёт чего.
Желаю, чтоб ваше кунг-фу было самое кунфуистое!
Азамат Чинасов
Похоже Ладони Контэн всем пофиг. Ну и ладно. А я старался, описывал после семинарчика.Та не, я просто только счас ими заинтересовался. Хочу выучить формы Контэна
Та не, я просто только счас ими заинтересовался. Хочу выучить формы Контэна
Через какие Ладони можно смотреть технику ТКД? Знаю что первая ладонь — это чистая основа ТКД. По крайней мере того ТКД которое дает Ю.Ю.Ага, а по мне — так первая ладонь -это синъи. Причём наибазовейшая вещь — пичжан. И вход, и удар, и в какой-то мере принцип боя.
По-моему в тхэквондо по-хорошему имеют место все Ладони, разница в том, на что хочется сделать акцент. Ну, разве что кроме «обезьяны»… хотя удар этой самой обезьяне взят в соответствите самый что ни на есть тхэквондистский — обратка круговая — хорио чаги.
Ага, а по мне — так первая ладонь -это синъи. Причём наибазовейшая вещь — пичжан. И вход, и удар, и в какой-то мере принцип боя.
По-моему в тхэквондо по-хорошему имеют место все Ладони, разница в том, на что хочется сделать акцент. Ну, разве что кроме «обезьяны»… хотя удар этой самой обезьяне взят в соответствите самый что ни на есть тхэквондистский — обратка круговая — хорио чаги.