Кстати, 16, 17 мая 2014 в Челябинске прошел семинар по Хакко Деншин рю Дзю-Дзютсу. Подробнее о семинаре ЗДЕСЬ.
В современном мире практически не осталось места для традиционных стилей боевых искусств. Меняется стиль жизни, ускоряется её ритм. Те идеалы, что были ранее востребованы, уступают место новым идеалам. Методы тренировок изменяются, понятия стиля размываются. Кажется, что этот процесс уже не остановить. И встаёт закономерный вопрос: «А возможно ли соединить старое и новое?». Возможно, изучая современные БИ прикоснуться к старым, исконным традициям? Вот какие вопросы должен ставить перед собой человек, связавший свою жизнь с БИ.
В данной статье мы поговорим об одной из таких попыток соединения. Это стиль Хакко рю. А точнее его ответвление Хакко Деншин рю Дзю-Дзютсу (это правильное название стиля) , направление Антонио Гарсия. Хотя чаще можно услышать «джиу-джитсу Хакко рю». Познакомился я с этим стилем относительно недавно. И, как человек, давно занимающийся БИ начал искать истоки этого современного БИ. В данном случае это не так уж и сложно. Интернет позволяет многое. Что поразило меня в первую очередь, так это отсутствие литературы по данному стилю. Удалось найти только пару книг и то, они рассматривают технику до 1-го и 2-го дана включительно. При этом сами книги довольно старые по годам их написания. Техники рассматриваются довольно односторонне и не освящают и половины нюансов. Мне повезло тренироваться, у толкового тренера и
мастера 5-го дана Ренши Шихана Березинец Сергея Ивановича, поэтому я могу говорить с уверенностью о содержании данных книг. Также я присутствовал на семинаре у Соке А.Гарсия и видел, что он даёт и как он даёт. При всём при этом есть очень хорошие мастера данного стиля. Но вернёмся к самому стилю. С первого взгляда стиль очень простой. Настолько простой, что кажутся несостоятельными заявление о его прикладной направленности и сложности. Но это только на первый взгляд. Да, преподаваемые техники просты в изучении, но главный вопрос в том, что изучаются не техники, А ПРИНЦИПЫ на основе этих техник. Таким образом, изучив принцип — мы можем использовать его в любой подходящей технике. А это открывает бездну возможностей по прикладному применению. Чем-то подобным славятся стили тайцзи-цюань.
Зная небольшое количество базовых движений можно делать множество приёмов. В Хакко Деншин рю Дзю-Дзютсу кроме рукопашной работы изучается и работа с оружием. Начинается все с короткой палки (тамбо), затем идёт изучение работы с коротким шестом (дзё). Далее идут приёмы с танто и катана. Такое построение тренировочного процесса позволяет уверенно переходить от работы с оружием к работе без оружия, и наоборот. Однако есть
некоторые нюансы при изучении данного стиля. Мне, как человеку, ставящему во главу угла прикладной аспект, не совсем понятно отсутствие наработки в тренировочном процессе ударной техники рук и ног. Но если отсутствие наработки техники ног мне ещё понятно, то техника ударов руками отсутствует практически полностью. Я понимаю, что в данном стиле работа руками имеет свою специфику. Отсутствует удар кулаком, типа сейкен, но наличие ударов иппон кен и сходных с ним, также требует практической работы на лапах и макиваре.
Боевые искусства все на начальном этапе очень разные, но если стиль изначально боевой, то не должно быть явных «дыр» в подготовке. Об этом много также пишут и здесь.
Получается замкнутый круг, человек не умеет бить удар, не понимает принципа удара, метода вложения силы и т. д. и тут же изучает защиту от такого же удара. Интересно было смотреть на ребят, когда они пытались ставить защиту и раз за разом получали в голову. И если надо было пробить 10 раз, то 8 уверенно влетало в цель. А ведь это была тренировка и никто из нас не бил в полную силу. Кстати не один только я умудрялся это делать. Эдгар, например, на моих глазах раз пять пробил прямым в голову своего партнера, а тот только один раз смог взять его на приём. Конечно, нужно учитывать и наш общий стаж занятий БИ. Но вот парадокс, когда мы начали тренировать свою группу в г. Барановичи, то постарались сразу ставить ударную технику на поражение. Как результат, ребята стали уверенно брать на приём уже где-то через месяца 4. Коряво конечно, брали, но брали. Из 10 раз брали 6-7 раз. А это уже согласитесь совсем другой показатель.
Кстати о технике ног. Она специально не нарабатывается, но если думать головой, то она есть и ещё какая прикладная. Мне кажется, что она относится к «скрытой технике». Приёмы с тамбо работают в полной мере и на безоружном противнике. При наличии небольшого практического опыта очень легко можно переходить от работы против вооружённого противника, на работу против безоружного. Принципы работы одни и те же. Отдельным слоем практики можно отметить работу атэми. В идеале, каждое твоё движение с партнером, должно быть направленным воздействием в болевую точку. Этим достигается управление противником так, как нужно именно тебе. Можно отметить и бесконтактное воздействие на противника. При таком воздействии возникает парадоксальная ситуация: ты бьёшь в противника и при этом не попадаешь в него. Или не дотрагиваясь до тебя, тебя валят с ног. И ничего в этом мистического нет, а есть просто знание физиологии и практической психологии. Стоит отметить, что тяжелых физических нагрузок в тренировках нет. Просто они не нужны, чем больше напрягаешься, тем хуже получается приём. И соответственно наоборот. Конечно, присутствует специальная наработка. Без данного раздела наработки приёмы просто не пойдут или пойдут, но не так как было задумано их создателями. Есть ещё один нюанс. Так как постоянно работаем на скручивание и растяжение мышц и суставов, то постепенно начинаем раскрывать всё больше и больше энергетику организма. А если добавить сюда ещё и работу по точкам, то получается энергетическая прокачка организма.
Вывод простой: чем больше тренинга, тем лучше самочувствие. Кстати, это относится ко всем традиционным БИ. Вот в принципе и всё, что я хотел рассказать о данном стиле. Если кого-то заинтересовало или есть вопросы, то пишите. Будем вместе думать, и искать ответы.
Шихан (Shihan):
Ренши Шихан
Сергей Иванович Березинец
5 Дан Хакко Деншин рю Дзю-Дзютсу
Официальный представитель Кокодо Ренмей в Республике Беларусь
Автор статьи — Валерий Калиновский 2-ой дан дзю-дзютсу Хакко Деншин рю .
Так как основной риск при наработке техники циньна приходится на суставы и связки, необходимо уделить особое внимание их развитию и укреплению. При этом мы бы рекомендовали использовать проверенные временем системы, учитывающие стилевые особенности изучаемой техники цинна. В любом случае, необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности своего организма. Разрабатывая суставы и связки надо достигать гибкости и подвижности всех основных суставов, старясь избежать «разболтанности», связанной с общей слабостью связочно-мышечного аппарата. Поэтому, большинство традиционных упражнений для суставов не только способствуют развитию гибкости суставов, но и способствуют их укреплению.Спамер, блин, а по делу пишет кое-что. Нахватался в какой-то книжке, наверное. Комент умный, но без понятия…
Спамер, блин, а по делу пишет кое-что. Нахватался в какой-то книжке, наверное. Комент умный, но без понятия…