Школа боевых искусств Азамата Чинасова

Тэ-кагами. Уровень: Шодан. Момент болевого контроля, выход на добивание.

Программа Хакко Деншин рю состоит из ката различного уровня (по данам). Причём, она довольно простая на вид. Вот только даже на самом первом уровне сторонний наблюдатель начинает подозревать, что тот, кого уронили на болевом контроле и стучит по татами, чтобы его отпустили, симулирует. Дело в том, что приёмы ката зачастую выглядят небрутально.

Когда ты предлагаешь неверующему Фоме попробовать на себе, он с  удивлением обнаруживает, что ему дико больно и всё вполне себе работает. В этом наверное и состоит проблема многих «неброских» систем при их продвижении в массы. Не совсем понятно, что и как в них происходит при первом взгляде (в отличие от бокса и мма, как думает обыватель, который что в боксе, что в мма понимает от силы 10% от увиденного в боях), а ещё не всегда логичные с точки зрения нормального человека виды атак, сложные для понимания болевые удержания, кажущиеся ненадёжными и пожалуйста — очередной человек не стал заниматься традиционным дзю-дзюцу.  

Школа боевых искусств Азамата Чинасова

Тэ-кагами. Уровень: Шодан. Момент броска.

Какой бы стиль не провозглашал человек, демонстрирующий те или иные приёмы, всегда видно в его действиях: есть Школа у него или нет. Причём это справедливо как для настольного тенниса и кикбоксинга, так и для дзю-дзюцу. У человека, получившего Школу, движения совершенно другие нежели у обычного занимающегося. Мало того, что он двигается максимально рационально в пределах своего уровня подготовки, любая техника любой школы боевых искусств у него будет получаться намного быстрее, чем у его интуитивных собратьев, которые не прошли методологического горнила от хорошего тренера-наставника. В дзю-дзюцу Школой надо не просто заниматься, а нужно впустить её знания и принципы в свою жизнь, именно тогда ты становишься настоящим учеником и получаешь по-настоящему качественные навыки, которые будут работать всегда и везде. Хочешь заниматься, как фитнесом — не проблема, просто не надо тогда ждать от себя суперэффективного реагирования на внешнюю угрозу.

На семинаре под руководством С. Березинца на мне отрабатывает технику хэнка-ваза (неканоническая техника) мой ученик.

Совершенствуя уже который год программу 1-го уровня, а также практикуя и техники других уровней, начинаешь понимать истинную красоту задумки основателя. Начинаешь понимать, в кого ты превращаешься, практикуя эти техники, какие стереотипы поведения ты закладываешь своему мозгу в ячейки быстрого доступа. Хакко Деншин Рю учит: «В первую очередь, в любой непонятной ситуации — действуй быстро и решительно, но без суеты и с полным контролем своих эмоций и действий оппонентов. При этом не причиняй излишнего вреда врагу, если в этом нет крайней необходимости». Не даром этому с удовольствием учатся те, кому такое реагирование и контроль за ситуацией постоянно нужны по жизни: бизнесмены, управленцы, преподаватели высокого уровня и другие интеллектуально загруженные люди с управленческой жилкой. 

Школа боевых искусств Азамата Чинасова

Это фото отвечает на вопрос: «Болезненны ли техники Хакко Деншин Рю Дзю-дзюцу»? Шихан Березинец выполняет Ая — Дори. Уровень: Нидан. (ниже есть видео, там можно увидеть всю гамму чувств на лице ученика)

Верно ещё и то, что при долгой практике не только Школа меняет тебя, но и ты влияешь на Школу. Например, сэнсей Березинец, делает свои техники не очень похоже на Антонио Гарсию (Сокэ), пожалуй ближе всего его манера к покойному Марку Дюжардену и я не думаю, что это обусловлено лишь некоторой схожестью конституции их тел, тут, пожалуй, все дело именно во внутренней сути этих людей, их мироощущении и т.д. А вот второй белорус с высоким 5 даном по ХДРДД, Валерий Евтушенко, напротив своим духом и техникой исполнения намного ближе к главе Школы (Гарсия). Хотя мощь исполнения техник и в то же время искры юмора и креатива, лучащиеся из Сокэ на татами и в жизни никому не по силам передать доподлинно. Хочется добавить, что иногда именно эта внутренняя сущность человека заставляет тебя заниматься Школой, а не само её величие и крутизна. Когда я пригласил сэнсея Березинца в Челябинск первый раз, то многие до встречи с ним представляли его технику и его подход к тренировкам совершенно по-другому (суровее, жёстче и скучнее). Когда же мы стали заниматься, мы поняли, что делать больно друг другу нужно не только практично, но и непременно эстетично, при этом не забывая наслаждаться этой атмосферой! Лично для меня ключевым моментом в выборе сэнсея в тогда ещё не совсем понятном дзю-дзюцу стало то, что у его довольно пластичная техника, похожая во многом на тайцзи, а не на угловатое каратэ, от которого я отошел уже очень давно и при всём уважении к нему. Теперь, уже много лет практикуя Школу, я разработал свои входы под серийные атаки, но дальнейший контроль, выведение из равновесия и болевое удержание в целом — это техники ХДРДД. Мастера ХДРДД, работающие в ФБР и полиции, к слову, очень здорово обогащают Школу практическими примочками для эффективного использования техник. Вот так практикующие меняют Школу, не меняя её сути. 

Читайте также:  Боевое дзю-дзюцу: танцуй жёстче!

В прошлом посте я обещал вам рассказать историю о Сокэ Антонио Гарсия. Так вот, сдерживаю обещание.

Сокэ проводит множество семинаров по ХДРДД на территории различных стран Европы, причём многие из них проходят в виде многостилевых семинаров 4-6 мастеров различных школ боевых искусств. Посещают такие мероприятия и люди, не практикующие школы, мастера которых участвуют в мероприятии. И на одном их таких семинаров к Антонио Гарсии подошёл крепкого вида мужчина и громко сказал, что абсолютно не верит во все эти техники и на сильном человеке это не сработает. До этого Гарсия как раз демонстрировал вариант Удэ Осае Дори Шодан. Антонио согласился «поработать» с этим товарищем. Смутьян взял Гарсию за рукав кимоно, а другую руку довольно профессионально взвёл для удара… Антонио неуловимо быстро и жёстко сделал соответствующую технику,  наглый незнакомец распластался на татами, крича и держась за сломанную руку. Эффективно? Да. Неповреждение? На сильном противнике не сработает — придётся делать именно так.

 Удэ Осае Дори Шодан. Антонио Гарсия 

Справедливости ради стоит отметить, что у Соке практически не видно акцентов при исполнении техники и сделано это сознательно, поэтому многие могут задаться вопросом: «А как тут собственно рука травмируется так жёстко?» Посему, вот посмотрите, как этот приём исполняю я, Азамат Чинасов (2-й дан по ХДРДД). 

 Удэ Осае Дори Шодан. Азамат Чинасов 

Посмотрел сам это видео и заметил 2 момента, где я сознательно «притормозил» приём, чтобы доставить поменьше проблем партнеру: когда продавливал запястье в самом начале (на самом деле оно «пробивается», импульс должен быть резким, как выстрел) и когда сразу немного не дожал локоть при укладке партнера лицом вниз. Тем не менее, тут видно больше «точек боли», чем у Соке.

Читайте также:  Основной навык первого дана Хакко (один из ...)

Для сравнения посмотрите насколько Соке делает всё убедительно, когда хочет показать эффективность приёма. И да, этот приём также имеет скрытые элементы, но всем практикующим Дайторю-образные направления дзю-дзюцу и айкидзюцу будет очевидно использование элемента Гакун (вдавливание болевых точек запястья костяшкой указательного пальца) именно поэтому многоуважаемому шихану Денису Шелесту так больно! Смотрите со звуком!

 Риоте Мочивари. Антонио Гарсия 

 Ая-Дори Нидан. Сергей Березинец 

Более подробно о школе и тренировках, а также методических материалах можно узнать здесь Школа боевых искусств Азамата Чинасова.

В следующей статье цикла (3-ей) я разберу особенности освоения уровня Шодан, а также упражнения, позволяющие сделать технику убедительной и рабочей.

Многие люди интересуются Цигун и Ушу. Если Вы мечтаете практиковать Ушу в Москве, то Вас заинтересует День открытых дверей в Школе Мастера Ши Янбина. На сайте Мастера есть вся необходимая информация.