Боевое ушу начинается со стоек и форм.

Боевое ушу начинается со стоек и форм

Сейчас стало модным обсирать негодовать по поводу неэффективности каких-либо традиционных видов БИ и превозносить ММА, бокс, греко-римскую борьбу и самбо. Ну, на худой конец, похвалить крав-магу. А как же боевое ушу (знаю, что это тавтология, но пишу так, чтобы не спутали с гимнастикой)? 

И наверное в этом есть некая историческая справедливость, ведь 30-40 лет назад ушлые сэнсеи и шифу зачастую незаслуженно охаивали бокс и борьбу, было довольно много претензий к излишней «простоте» и «бесхитростности» данных видов.   И каких-то 10-15 лет назад слова «Кунг-фу», «Спецназ» и «Тибетская система боя» реально внушали глубочайшее доверие даже в людей видавших виды, а не только в зелёных новичков.

Но я всё же хочу заступиться за Тайцзицюань, за Илицюань, Синъи, Багуа и прочую «гимнастику для здоровья», «танцы для девочек и геев«, «системы пригодные исключительно для оздоровления» и прочее. 

Дело в том, что я давно практикую Тайцзи и немного Синъи и многое из академической техники данных школ пробовал на практике. И почти никогда это не было похоже в чистом виде на кадры из фильмов «Ип Ман» или «Единственный», т.к. это выглядело как обыкновенная утилитарная рукопашка с каким-то небольшим количеством не совсем понятных движений (из-за их слитности). 

Ладно, ладно, введение окончено. Итак, наша задача нормально драться, используя технику любимого стиля ушу (пожалуйста, только не Чан-цюань!).

Что нужно делать?

Я скажу с позиций тайцзи, а уж уважаемая публика меня пусть поправит. 

  1. Ставим базовую технику. «Сажаем» человека на живот. Что делаем: базовый цигун (Чань Ми Гун, Ба Дуань Цзинь или нечто подобное); отработка стоек, основных положений рук, ударов, блоков, которые являются элементами формы (комплекса формальных упражнений), которую человек на данном этапе будет осваивать. Тут во всю мощь покажет себя или не покажет вовсе талант методиста, имеющийся у наставника, который может за счёт правильных акцентов сократить обучение на годы.
  2. Параллельно с улучшением контроля за своим телом в одиночных упражнениях адепт должен познавать методы и навыки взаимодействия с живым соперником. Для этого в тайцзи есть практика туйшоу, как обусловленная, так и состязательного характера. Также не помешают на этом этапе спарринги по заданию на проведение атак и защит ограниченным арсеналом средств: только удары кулаками, только удары коленями и броски, только удары руками и борьба и т.д. Здесь важно, чтобы воспитанники не гнушались «поработать» с коллегами по цеху, которые регулярно дерутся в полную силу (кудо, боевое самбо, кикбоксинг) и взять у них себе что-то на заметку, не теряя своей самобытности. И тут просто придётся освоить некий международный минимум искусства грубой драки: удары всеми частями тела, пару бросков, удушений, болевых, работа в захвате, работа с дистанции, работа на земле.
  3. Обязательно делать физуху. Желательно стилевую (в тайцзи: работа с длинным шестом, с ножом дао, алебардой, веревкой, ломом и т.п. — низкие стойки, прыжки). Не забывать про растяжки, но и не злоупотреблять ими. Так же махи, удары ногами, включая высокие.
  4. Элементы, использованные в спаррингах и туйшоу и получающиеся раз за разом следует выделить в отдельную группу и шлифовать на снарядах и с партнером на силу, скорость, ловкость, применимость и т.п. В идеале иметь личный комплекс, состоящий из 5-6 ударов и нескольких бросков или сваливаний, или других технических действий, которые ты можешь применять и как атаку первым номером на подавление воли врага, так и после защитных действий. 
  5. Обязательно переносить манеру движения в формах и всех отработках на работу с повседневными предметами для самообороны и усмирения агрессивного нападающего: авторучка, журнал, кепка, стул, стена, дверь и т.д. и т.п.
  6. На макетах ножей (жёстких и мягких) честно и искренне работать нож на нож и безоружный против ножа, использовать разные хваты ножа и «нелепые» атаки.
  7. Не брезговать получить люлей, работая один против нескольких в снаряжении. 
Читайте также:  Семинар Хакко Деншин рю Дзю-Дзюцу 27, 28 апреля 2013 (впечатления)

Нет пределов совершенству, но отмеченные 7 пунктов не позволят вашему ушу быть слабым, неэффективным и «ватным». Правда, вы услышите, что это у вас не ушу, это кикбоксинг, ММА, муай-тай, боевое самбо, на худой конец! Потому что ушу ТАКИМ не бывает! Оно либо, как у ИП Мана либо… либо… не работает! Да и у него не айс! Как говорят сейчас многие блохеры и я мог согласиться, когда это говорит кто-то, кто реально перемолотил кучу традиков или кому веришь, что он это может сделать, — «Кунг-фу не работает, ушу не работает, тайцзи — не работает, каратэ — не работает; работает бокс, борьба и ММА!». Но самое пошлое в этой ситуации, что сами «пояснялы» зачастую вообще не в теме движа. 

Одно дело, когда Медведева или Кадочникова хает какой-нибудь реальный практик, который видит дыры в обучении по данным системам и может отпиздить побить 90 % практикующих эти системы.

И другое дело, когда про их недостатки разоряется какой-нибудь дрищ с лицом школьного терпилы, с инфантильной интонацией тинейджера, которому наконец-то можно осуждать взрослых. При этом ОНО — это ведущий популярный канал про единоборства, который с радостью смотрят люди далёкие от единоборств, где и «составляют своё авторитетное мнение».  Эти обвинения в данном случае звучат так же нелепо, как фраза одной старушки, у которой «засорилась колонизация».

Читайте также:  C чего начинать учить единоборствам?

Но и тем, кто за «чистоту» стиля и против «всего западного» и т.п. хочется напомнить, что без элементарного поставленного удара или борцовского приёма (болевой, удушка, бросок или их сочетание) ты никто в любом бою голыми руками. Искусство боевое, поэтому-то так важно, чтобы ваша юнфа была реальной. И хотя бы, когда мы что-то обусловленное показываем, это выглядело бы убедительно. Просто потому что, если даже многие юнфа (расшифровки техник) выглядят неубедительно, то , о какой эффективности в реальной круговерти боя можно говорить?!

При этом представим, что противник мотивирован. Мотивация его — лежащий вы, истекающий кровью и молящий о пощаде, возможно, в мокрых штанах, а может и что похуже. И как? Будем дальше крутить мутные юнфа? А, нет! Пойдём подышим! Это точно поможет, когда тебя зажмут двое субъектов около стены и будут дубасить, придерживая твои руки, чтоб ты не мог толком защититься. Но ведь правильное дыхание… Да, продляет жизнь. Если… Тебя никто не прибьёт. 

На самом-то деле, с нами ни с кем ТАКОЕ не может случиться. Ведь правда? 21 век на дворе. И люди все цивилизованные донельзя. И Тайцзицюань мы занимаемся, чтобы побеседовать о чудесных взаимопревращениях инь и ян, о 4 усилиях и о киноварном поле. А тут! Драки?! Это возмутительно! И драться вообще недопустимо. И тут соглашусь с большинством. И добавлю. Действительно, если не умеешь, то  драться недопустимо. 

А для тех, кто дочитал, скажу, что Тайцзицюань — это система, которая в полной мере раскрывает свой потенциал лишь при ПОЛНОЙ проработке её аспектов: Цигун; Формы; Боевуха; СФП. Иначе на выходе — очередная пустышка. За сим откланиваюсь. Возможно, скоро ещё что-нибудь напишу. Спасибо за внимание. Комментарии приветствуются. 

Персональные и Групповые  Тренировки в Челябинске (֍ Школа боевых искусств Азамата Чинасова ©).

Ранее я писал в статье про тест школ синъи в Китае:

«И что тут можно сказать? Нет реальной работы на скоростях, нет целенаправленной наработки серийных ударов, только формы и условная парная наработка, что является хорошей базой для бойца ушу, но должно быть лишь подготовительным этапом и поддерживающим тренингом для спаррингов различной степени жесткости и боёв. Поэтому и результат такой, даже грандмастер выглядел в спарринге с постоянно дерущимся винчунистом, как маленькая девочка. Но не потому что синъи слабый стиль, а именно по причине того, что увлекся формами и позабыл про реальную работу с сопротивляющимся в полную силу соперником.»

Азамат Чинасов.