Приём-принцип Тачи (као)-атэ является логическим продолжением освоения принципов Хакко Деншин рю. Если в приёме Хакко Дори мы использовали усилие вверх-вперёд-прямо и результатом генерации усилия был сброс энергии вперёд-вверх приподнимающий и отбрасывающий противника строго назад, то в приёме Тачи (као)-атэ усилие идёт тоже вперёд, но по диагонали.
Опишу выполнение Као-атэ (на коленях). Партнёр берёт мощный захват за две руки – я встречаю его движение захватывающих рук встречным движением вперёд-вверх. Наши руки встречаются где-то на высоте середины моего живота. Первым движением вперёд я законтролировал противника, теперь я должен развивать своё преимущество в контроле. Для этого, посылая усилие от бёдер, вывожу правую руку вперёд по диагонали, поджимая оппонента, выдавливая его из зоны комфорта и из положения равновесия. Это невозможно сделать без небольшого поворота корпуса. Выдавив его, подтягиваю предплечье правой руки с своему левому уху и наношу удар ребром ладони изнутри-наружу в висок оппонента (шуто-учи). В это время левая рука сохраняет поддавливание на руку оппонента. После нанесения удара руку отдёргиваем к груди, а левая рука аналогичным движением выдавливает правую руку оппонента в сторону и наносит удар ребром ладони в висок.
При наработке Као-атэ пристальное внимание следует обратить на то, чтобы локти при диагональном давлении не выпячивались наружу и чтобы все движения рук поддерживались движениями корпуса. В противном случае это будет «пустышка». Удар шуто-учи требуется отрабатывать отдельно, при нанесении удара мизинец следует подгибать и не брать пример с людей которые наносят данный удар ладонью с полностью выпрямленными всеми пальцами, это красиво, но травматично в реальном бою. И ещё.. при ударе необходим небольшой доворот кисти.
Теперь, как водится, перейдём к описанию работы стоя. Называется это в таком варианте «Тачи-атэ».
Противник берёт мощный захват за две руки (за запястья). Подаём руки ему навстречу.
Пусть левая нога у меня стоит впереди правой. При подаче рук немного подаю и тело вперёд. Теперь, продолжая развивать приём толкаюсь правой ногой и мощно закручиваюсь вокруг левой ноги, выворачивая её ступню наружу под 90 градусов к линии атаки, правая ступня на подушечке тоже крутится. В момент этого поворота и происходит диагональное вытягивание руки аналогичное «Као-атэ». Оттеснили руку противника в сторону, теперь делаем «пустой» шаг вперёд правой ногой. И…перенося вес на правую ногу вращаемся слева направо и пробиваем удар ребром ладони наружу в висок партнёру. Левая рука всё это время осуществляет ненавязчивое поддавливание на руку оппонента, чтоб он не вздумал её отпустить. Делаем поворот на ступнях в направлении слева направо, теперь уже правя ступня выворачивается наружу, а левая крутится на подушечке пальцев (коши). Во время поворота выполняем диагональное выдавливание руки оппонента в сторону-назад-на него, запирая его. И с шагом левой ноги в момент её постановки и перелива веса вперёд, наносим удар левой рукой наружу.
Чтобы не покалечить партнёра нужно, чтобы после того, как вы вырываете свою руку на замах для удара, он ставил с той стороны головы, куда летит удар, свою ладошку. Заодно и набивка какая-никакая, если работать более-менее реально.
Хакко рю — школа самурайского дзю-дзюцу и приёмы её достаточно специфичны и плохо применимы, например, в мма. Для работы в мма лучше подойдёт вольная борьба или самбо. Самбо для детей очень хорошо развито в России, многие классные бойцы когда-то были всего лишь маленькими самбистами.
Интересная школа дзю-дзюцу, простая, но что-то есть.
Это базовые ваза, непосвящённому кажутся полной хренью. Их можно оценить, когда практикуешь на уровне Шодан примерно год-два.