Как-то обошёл стороной эту архиважную тему. Пора восполнить пробел. Стойка для ведения боевых действий должна обеспечивать максимум удобства для боя, быть защищённой (насколько это возможно), пригодной для быстрых перемещений. При слове стойка адепты каратэ, ушу и таеквондо невольно вспомнят свои множество стоек, изучаемых в формах. Однако в своем варианте с низкой просадкой в стойке и широким разведением ног (длина стойки более полутора шагов) они пригодны лишь для ведения боя достаточно длинным оружием или для добивающих манипуляций, но никак не для маневров безоружного человека против одного или нескольких агрессивно атакующих противников. Все стойки, используемые в формах, вырванные из контекста своего применения в той же форме, могут стать не помощником в бою, а ещё и обузой.
Довольно глупо драться с группой противников, просев в глубокую дзенкуцу-дачи (певрое фото слева) или киба-дачи (второе фото, если считать слева направо), ожидая в ней атаки противника. На фото мастер «Школы Тигра» делает базовую технику, но некоторые люди пытаются использовать такие позиции в качестве стоек-окопов в реальном бою. Вас просто убьют. Лучше лечь на землю, закрыть руками голову, поджать ноги, закрывая пах, и, кувыркаясь от пинка к пинку, отделаться моральной травмой и кучей синяков. Естественно, что те или иные классические стойки используются в бою, но в качестве шагов, выпадов и постоянно изменяются в зависимости от ситуации. Например, бойцы-тайбоксёры и просто боксёры, пробивая боковой левой рукой с шагом левой ноги вперёд, частенько делают выпад ровёхонько в классическую киба-дачи, только не настолько низкую, чтоб было неудобно перемещаться, но и не в такую, чтоб ноги были прямые, как палки и не давали никакой возможности вложить силу ног и корпуса в удар рукой. Пробивая из левой стойки прямой удар правым кулаком, а также боковой в голову с шагом левой ноги (выпадом) человек оказывается в положении, похожем на дзенкуцу-дачи из каратэ или гунбу из ушу. И этот выпад даёт возможность к силе самого удара добавить ещё и инерцию перемещения тела, что значительно усиливает удар. Обе стойки в качестве выпадов для проведения вышеописанных ударов показаны в исполнении одного из ведущих бойцов мира в сфере муай-тай и кикбоксинга Михалиса Замбидиса по прозвищу «Железный Майк».
Боевая стойка должна быть не длинной и не широкой, чтобы легко можно было из неё различные удары и другие боевые действия в движении. Лучше всего для этого подходит боевая стойка спортсменов-ударников из кудо, тай-бокса, кикбоксинга с той поправкой лишь, что на носочках танцевать на скользкой земле долго не получится, могут понадобится несколько другие способы шагов, перемещений. Если брать за основу настоящие прикладные боевые искусства, то тут важно отдавать себе отчёт, что 60-70% школ боевого ушу, каратэ, вьетводао-это всего лишь маскарад с красивой историей. А вот остальные 30-40% это уже интересно. Мне очень нравится боевая стойка в син-и, но мастеров, которые могут продемонстрировать применение техник син-и на уровне,
сравнимом по скоростно-силовым характеристикам хотя бы с уровнем бойцов-контактников, выступающих на чемпионатах стран СНГ, я почти не видел (видел троицу нормальных и множество откровенного лоховства). В вин-чуне очень экономичная, высокая и неширокая стойка, подходящая к скоростной манере самого стиля. Там внутри стиля довольно много сильных бойцов, стиль прост, понятен. На данный момент активно развивается и совершенствуется. Из каратэ тут рулит Уечи-рю. Не такая популярная как Шотокан, Киокушин и Годзю, зато очень ещё пока боевая и реальная школа. Широкие стойки в в бою практически не использует, огромное внимание уделяется парной работе и снарядной наработке. Советую обратить внимание на работу в боях смешанного стиля в стойке. Почти тот же кикбоксинг—муай-тай, но с некоторыми поправками. У тех, кто лучше в борьбе, обычно стойка пониже, чтоб проще было проходить в ноги и вообще работать с захватами (на почти прямых ногах особо не поборешься). И тут круг замыкается. Я вспоминаю про шаолинь-цюань с его низкими стойками, Ченевское Тайцзи. Посмотрите фильмы с Джамалом Ажигиреем, Дони Йеном, где он не летает, с Боло Янгом. Низкие стойки присутствуют в боях, но всегда в тему. Когда хороша низкая стойка? На добивании, при пресечении борьбы или при входе в неё, в момент длинного выпада вдогонку, особенно, когда в руках длинномерное оружие, есть и другие варианты. На фото мастер «Школы Тигра» производит залом руки с выведением из равновесия, добивая противника локтем в точку между лопатками. Причём делает это, просаживаясь в низкую стойку, чем усиливает воздействие ударом на уже зафиксированного оппонента.
А наш разговор про боевую стойку ещё не окончен. Взят к рассмотрению только небольшой пласт информации. За бортом остались позиции рук в стойках, их назначение. Да и стойки заслуживают о себе более детального разговора. Ведь боевая стойка является фундаментом всей техники. Как говорят на Дальнем Востоке: хочешь учиться бить — научись ходить, хочешь научиться ходить — научись стоять.
Азамат, хороший у Вас сайт! Написано доступно и понятно. Порекомендую своему сыну, он увлекается боевым искусстом.
Боевая стойка и дыхание играют важную роль при ведении действий в бою. Правильно выбранная стойка поможет уберечь Вас от разного вида проблем .
Я бы сказал ещё и правильно отработанная годами тренинга. Толку, если Вы встали в правильную стойку на слабых ножках, согнули в суставах в правильную позицию слабенькие ручки. Всё равно исход при таком раскладе один — поражение. Боевую стойку надо сделать своей второй натурой, тогда проблем удастся избежать.
Очень интересная статья. После нее даже самый несведущий человек поймет, что бой — это настоящее искусство! И чтобы достичь настоящего мастерства, его нужно постигать не один год, а может быть всю жизнь.
Боевая стойка — очень важный элемент в технике боя!
В статье описаны некоторые из них, которые отличаются друг от друга ну просто кардинально!