Давно уже, уважаемые читатели, я собирался написать эту статью, но как-то дел навалилось много разом, поэтому всё откладывал. Но сегодня всё, пишу.
Прямые удары невозможно обойти вниманием хотя бы потому, что с них в почти любой системе боя, где есть удары руками, начинается обучение. Каждая школа уделяет внимание своим «фирменным» нюансам прямых. И в этом многообразии техник прямого удара кулаком предлагаю сравнить прямые удары боксерского типа, которые активно используются в боксе, муай тай, ММА и удары, которые активно пропагандирует классика каратэ, так называемые цуки. Ведь отработка ударов руками — залог вашей победы на улице и в ринге.
Понятно, что правильный прямой удар должен сопровождаться хорошим толчком с ног, большим или меньшим поворотом корпуса, таза, подачей плеча бьющей руки в сторону удара. Вопрос в другом. Уже лет с десяток, а может и с два десятка идёт спор о правильном положении локтя в процессе нанесения прямого.
Классика каратэ предлагает вариант прямого, в котором локоть направлен строго вниз, этот удар хорош своей «узостью» и относительной незаметностью. В боксе же локоть у бойцов в прямом ударе смотрит чуть в сторону, а то и вовсе вверх-наискось, если бить так, то несколько удобнее бить несколько сверху, вкладывая вес тела.
Как-то знакомый чёрный пояс по кекушинкай каратэ Саня рассказывал, что когда был на семинаре с участием Стива Арнейла, тому задали вопрос, почему, мол, сэнсэй не пользуется стандартным цуки, когда бьёт по корпусу. На что Стив ответил: «Долбите базу ребята, и всё придёт само». По-моему ответ так себе с точки зрения методиста.
Какой показатель правильности у удара? Красота? Скорость? Нет. Результативность — нокдаун, нокаут, повреждения у противника, способность пробивать защиту. Так вот у узкого каратистского прямого есть большое преимущество в скрытности при бое голыми руками, особенно при бое с неспециалистом по ударке, он просто его не увидит. Очень хорошо так бить в солнечное сплетение, горло и подбородок чётко по прямой или чуть снизу. Для большей прямизны некоторые спецы (Бас Руттен) бьют вообще только вертикальным кулаком прямые в голову, изредка заворачивая локоть кверху, чтоб пробить кроссом.
А вот например, Жером Ле Банне никогда не бьёт прямые с локтем внизу, локти всегда смотрят в сторону в момент контакта и в пути к цели, причём во время контакта локоть совершает небольшое «штопорное» движение, усиливающее проникающую способность и без того мощного удара. Как однажды сказал комментатор Станислав Голованов, глядя, как Жером, окучивал очередного своего противника: «Любое белковое тело может быть размазано ударом Ле Банне!». Возможно локти, глядящие наружу у Жерома ещё и для того, чтобы не был столь явным переход от боковых к прямым и наоборот.
Кстати, о кекушине: видели 100 боёв Мацуи? Какие прямые он там бьёт в грудь своим оппонентам? Правильно, с локтем, задранным очень сильно вверх. Потому что именно так сильнее всего получается бить в верхнюю часть груди ближе к ключице, подобным образом действует и Мидори.
Фишка в том, что нельзя делать 100%-ую ставку на какой-то один удар, с одним фиксированным положением локтя, иначе будешь проигрывать. Главный критерий правильности для меня в прямом один. Удар должен «воткнуться», причём мощно. Если он скользнул, смазался и т.п., значит удар плохой, боец выставлен неправильно либо противник хорошо защищается.
Недаром даже в Шотокане есть всякие там ва-цуки с задранными вверх более или менее локтями. Стиль стилем, а здравый смысл тоже не нужно оставлять за бортом.
К тому же этот спор, в принципе, уже давно решён. Ведь в каратэ кекушинкай кроме чоку-цуки с локтем чётко внизу, который бьётся жёстко от ног есть и аге-цуки, бьющийся из верхнего «боксерского» положения рук с меньшей вкладкой ног и с локтем чуть в сторону.
Фильо, Фейтоса, Хуг, Греко, Пичкунов, Словинский – никто из них не бил классический цуки с локтем строго внизу на ринге, потому что в опережение из классической боксерской позиции сразу же прилетает как минимум джеб, а ещё хуже, если кросс. Даже Мачида и тот пользует «чистый» цуки очень редко, только по ситуации. Рубит же часто вообще боковыми. Хотя цуки у него хороший, надо признать.
И тем не менее классический цуки имеет право на существование. При бое с прихватами за одежду, прихватив и рванув на себя оппонента именно ударом цуки в голову или корпус можно с одного удара «вырубить оппонента», поэтому удар и был так важен во всех стилях каратэ, которые вышли из южнокитайскго стиля журавля, предпочитающего прочные стойки, надёжные прихваты, скупую работу ног и ближний бой. Правильно выставленный цуки – это козырь в рукаве для уличной драки, он запросто бьётся с опущенной руки вне поля зрения оппонента. К тому же правильно выставленный «узкий» прямой удар позволяет легко освоить любые колющие воздействия холодным оружием, ведь усилие уже выставлено. Вообще шлифовку цуки советую делать с помощью ножа, который не жалко, например, втыкая его в сухое дерево или манекен из дерева (опять же который не жалко). Для постановки настоящего проникающего цуки нужна добротная макивара. Нет макивары, нет каратэ. Макивару можно сделать самому или заказать профессиональный вариант в зависимости от места, где вы собираетесь тренироваться. Профессиональные варианты макивар можно заказать на в сети. Кстати, за последний год такие макивары стали пользоваться популярностью и у ринговых бойцов, мастеров кикбоксинга и кудо. Бойцы хвалят, говорят, что они дают реальный прирост в силе удара и глубине его проникновения, что является одиним из важнейших параметров проникающего удара. И без разницы сверху, сбоку или снизу находится локоть.
Фитнес клубы сейчас предоставляют не только услуги обыкновенного фитнеса, аэробики и бодибилдинга, но и нанимают на работу профессионалов от боевых искусств. Поэтому зачастую в хорошем фитнес клубе можно найти неплохого мастера по вин-чун, джиу-джитсу, каратэ или кикбоксингу, который ведёт свои занятия для всех желающих.
Никогда не подумал бы, что это так важно.
Всегда важны нюансы, во всём.
При отработке прямых ударов, необходимо сосредоточится на хлесткости. Представить как будто бьешь хлыстом. Локоть можно ставить горизонтально, чуть вниз или вверх, для каждого индивидуально. Но очень важно начинать удар с ног, потом энергия переходит через корпус и дальше в кулак. Многие при отработке совершают ошибку и при ударе напрягают руку (т.е. бицепс, плечо), но для качественного, хлесткого удара, в напряжении должно быть одно предплечье (то есть крепко сжатый кулак), и то в последний момент, остальные мышцы руки должны быть расслаблены.
Я собствена не знаю как делаю свои прямой удар но могу би 15 минут в стену и думаю что ето достаточна
п.с прошу прошченя наверно допустиль много ошибок но все таки я с Болгарии
удачу желяюСтена это хорошо, но она не даёт сдачи и не защищается. Прямой может видоизменяться ещё и в зависимости от того, какая реакция на него прогнозируется у противника. По стене ещё смотря как бить, можно со средней силы, можно в полную. И тут ещё нужно задуматься, если вы бьёте в стену со всей силы и у вас ничего не болит, то , возможно, вы просто слишком слабо бьёте. Потому что довольно сложно выдержать возвращение удара в тонну (или хотя бы 600 кг) обратно от стены в вашу руку, а удар вернётся, если только вы не сломаете эту стену своим ударом.
Стена это хорошо, но она не даёт сдачи и не защищается. Прямой может видоизменяться ещё и в зависимости от того, какая реакция на него прогнозируется у противника. По стене ещё смотря как бить, можно со средней силы, можно в полную. И тут ещё нужно задуматься, если вы бьёте в стену со всей силы и у вас ничего не болит, то , возможно, вы просто слишком слабо бьёте. Потому что довольно сложно выдержать возвращение удара в тонну (или хотя бы 600 кг) обратно от стены в вашу руку, а удар вернётся, если только вы не сломаете эту стену своим ударом.
Ну, не обязательно хлестать. Можно и как нож в руке держишь, и снизу от бедра с вкладкой всего корпуса. Очень хорошо идёт. А если в момент контакта ещё и кулак провернуть чуток. Отличный удар проходит в корпус.Такой удар можно и не очень быстро бить, вообще вне поля зрения под руку. Например, иппонкеном воткнуть в БАТ и сразу эффект будет чудесный…
Такой удар можно и не очень быстро бить, вообще вне поля зрения под руку. Например, иппонкеном воткнуть в БАТ и сразу эффект будет чудесный…
хорошая статья ! Спасибо ! Есть хорошее видео от Владимира Москаленко ‘Техника ударов муай тай’ ,там он хорошо объясняет и показывает положение локтя в прямых ударах.Вообще обожаю Москаленко. Подумываем пригласить его на мастер-класс.
Вообще обожаю Москаленко. Подумываем пригласить его на мастер-класс.
Четвертая ахиллесова пята человека, простите за каламбур, ахил впереди стоящей ноги. Скручиваясь, выбиваешь переднюю ногу, целясь голенью в подъем сзади, а на раскрутке всаживаешь цуки. Все, на ком Федоришен продемонстрировал подсечку, стояли после нее с превеликим трудом. Где уж тут уворачиваться от второго удара.Подсечки — сила истинного каратэ!
Подсечки — сила истинного каратэ!
Всем привет,видел семинар Шлеменко на котором он объясняет,что нужно представить что ваша плечевая(лучевая) кость(не знаю как она точно называется),словно стрела и вам нужно её как можно быстрее разогнать,сам же я стараюсь бить по болеее короткой дистанции
Тоже видел, как Шлеменко работает. Неплохо, мощно, длинно. Вообще существует минимум 4 варианта вбивания прямых в цель, пользуюсь по ситуации. Лучше уметь всё, а что-то всё равно будет лучше получаться. Посмотрю «Ураган».
Поэтому существует еще один способ, который противоречит классике каратэ, но который весьма успешно используют тэквондоины и многие боксеры. Они «вкладывают» корпус в удар резким импульсом брюшного пресса, чуть подавая всю верхнюю часть корпуса вперед. Этот способ более выгоден при наличии «в правилах» захватов и бросков – но требует более точного соответствия шага удару. За это его и не любят каратисты (чья стойка «по канонам» принимается заранее, и поэтому не корректируется в процессе удара) и те боксеры, которые большую часть тренировочного времени посвящают тренировке на мешке и качанию силы. Недостаток умения перемещаться в этом случае приводит сплошь и рядом к потере равновесия во время удара – что, естественно, в бою недопустимо. Поэтому для них реверс оказывается более выгодным – точнее, почти никто его специально и не отрабатывает. Он возникает сам по себе в процессе тренировки на мешке, как естественный «усилитель» и «удлинитель» удара, и так и сохраняется потом, как хроническая «детская болезнь», практически незаметная, потому что «все так делают». Остается молиться, чтобы не попался кто-то, умеющий делать «не так». Чтобы противник не умел перемещаться, не умел заходить за спину и перехватывать руки – но так как это действительно мало кто умеет, реверс и процветает повсеместно, как наиболее простой способ.Этот коммментарий скопирован с сайта КОНТЭН, вернее текст. Видать спамеры за ум взялись, хорошие сайты штудируют. Не буду удалять.
Этот коммментарий скопирован с сайта КОНТЭН, вернее текст. Видать спамеры за ум взялись, хорошие сайты штудируют. Не буду удалять.
Про то, что такое удар, про его поражающие факторы и методику отработки говорят часто и со вкусом. Большинство материалов на эту тему пишутся в наукообразном ключе серьезными людьми с использованием строго профессиональной терминологии. Приводятся данные работ на научном оборудовании, результаты многолетних наблюдений и опытов. Анализируются отличия удара в каратэ и в боксе, а потом противопоставляют их затрещине, выполненной в национальном стиле. Классифицируются формы ударов: секуще-режущие отличаются от рвущих, а те и другие от сверляще-штопорных. Все это достойно внимания и уважения. Пытаясь разобраться в горах накопленной мудрости, я проводил недели и месяцы за книгами, анализируя, сопоставляя и оценивая. Одно плохо. За недели и месяцы, в течение которых я копил по крупицам драгоценные знания, я совсем растренировался, оброс жирком и стал поразительно напоминать специалистов, которые эти работы и пишут. Впрочем, успокаивал я себя, может это и есть та идеальная спортивная форма, входя в которую начинаешь понимать, как правильно бить удар.