Предыдущая статья здесь. Это продолжение.
Техника цуги-аши проста и естественна. Подчиняясь все тому же поясничному маятнику, скажем, вперед, передняя нога делает подшаг примерно на длину ступни. Само собой разумеется, этот подшаг совершенно «пустой». После касания земли пяткой следует мягкий посыл «точки» и переливание веса. Опустевшей задней ноге не остается ничего другого, как подтянуться вслед за «точкой» и завершить формирование той же самой стойки, но уже на новом месте. Хотя описание заняло невесть сколько места и времени, на деле такой шаг совершается легко и молниеносно, без малейших затрат энергии. Из-за того, что его воплощение достигается без привлечения широких амплитудных движений, он зачастую не «прочитывается» противником вовремя, позволяя нам без помех сократить дистанцию. Отход назад производится по той же схеме, только наоборот. Он выручает нас в тех неприятных случаях, когда нужно срочно ретироваться или просто дать себе простор, например, для последующего удара нунчаку. Цепочка последовательных цуги-аши может быть сколь угодно длинной (в разумных пределах) как в ту, так и в другую сторону, позволяя стремительно преследовать либо проворно убегать без потери контроля и устойчивости. Аюми-аши вовлекает тело в излишне мощное инерционное движение, а с остатками неиспользованной инерции приходится бороться. Техника цуги-аши лишена подобного недостатка, оставляя нам свободу стабилизации в любой удобный момент. Именно поэтому незамысловатый подшаг является основной формой перемещений в таких бесприкословно практичных и древних боевых искусствах Востока, как дзю-дзюцу и кэн-дзюцу.
Особенное значение форма цуги-аши имеет для работы с оружием, любым оружием, будь то меч, цепь, финка или садовые грабли. Никакие тычковые удары, хоть палкой, хоть копьем, невозможны без любимого «маятника». Только он вовлекает в движение всю массу тела, сосредоточенную в центре тяжести, и посылает её через оружие в противника. Боевые искусства Востока используют этот «маятник» даже тогда, когда, казалось бы, самого перемещения ног почти нет, но решительно все необходимые фазы и компоненты цуги-аши должны присутствовать. Без них ваш удар останется пустым и безопасным толчком, с ними — поистине пронзит гору!
Наиболее адекватный показ шагистики нашёл в исполнении кекусиновца. Там и аюми, и цуги-аши показаны. Только шаг вперёд он делает на носок, а не на пятку, а так всё отлично показывает.
В принципе то же самое, но народу побольше участвует и руки в другой позиции. Цуги-аши в ролике называют окури-аси, а аюми-аши – ои-аси.
Б. По глубинной сути и технике исполнения к форме цуги-аши вплотную примыкает тоби-коми, перемещение подскоком. Это не прыжок на месте и не прыжок куда- либо. Это именно подскок, имеющий свою специфическую технику исполнения, простую и тонкую одновременно. Я так и не смог до конца понять, отчего новичкам не сразу удается освоить, казалось бы, элементарное действие. В нем заложены те же инерционные и маятниковые механизмы, только порядок ног обратный. Если в случае цуги-аши первой трогается с места нога, являющаяся «передней» с точки зрения направления движения (вперед — передняя, назад — задняя), то в тоби-коми все происходит наоборот. Например, если я стою в левой позиции и собираюсь сместиться вперед, то моя правая (задняя) нога, подчинившись поясничному импульсу, должна буквально «выбить» левую с точки её стояния и занять её место. Бездомная, как изгнанный лисою заяц, левая нога проскакивает вперед, формируя ту же позицию. В отличие от мягкого вкрадчивого цуги-аши, энергичный тоби-коми однозначно заявляет о ваших намерениях, но противнику от этого не легче. По сути дела, это есть та самая «А», после которой вы обязаны произнести «Б», и так далее. Так как подскок мгновенно разгружает переднюю ногу, грешно было бы просто поставить её на землю вместо того, чтобы нанести отменный удар любого типа, вложив в него всю живую инерцию тела без остатка. Это же самое проделывается и с оружием в руках. Фактически тоби-коми чаще всего и используется как первая фаза мощной атаки, решительной и безапелляционной. При отходе данным способом мы имеем все то же самое за вычетом массы тела, зато можем чрезвычайно резко и внезапно пригвоздить ринувшегося в погоню неприятеля.
Хотя техника цуги-аши и тоби-коми вполне элементарна, новички, изучающие боевые искусства Востока, склонны допускать в её исполнении обычную ошибку, а именно — чрезмерно напрягаться, скача упруго и жестко, как литой резиновый шар. Эта напасть берет свое начало, опять-таки, в непонятном пристрастии к боксерскому «попрыгунчеству», пустившему глубокие ядовитые корни в спортивных направлениях восточных единоборств. Но что хорошо для бокса на ринге, в настоящей схватке непременно подложит свинью. Прыгающий, словно резиновая бомба из анекдота, человек никогда не задействует всей полноты своих ресурсов, заодно лишая себя возможности применения огромного числа прекрасных техник, попросту невыполнимых в режиме «прыг-скока». Но выход, к счастью, есть. Наглядно увидеть искомую модель поведения помогут образы живых существ, давным-давно сделавшие её нормой в борьбе за существование.
Итак: передвигаясь в цуги-аши, мы должны мягко и расслабленно катиться и скользить по поверхности, как ядовитый змей, который умудряется совмещать неразрывную связь с землей с подчас ошеломляющей скоростью. Цуги-аши есть скользящий шаг, и пусть светлый образ холодной рептилии освещает наш тренировочный путь. Если же вам более по душе кролики, чем удавы, тогда забудьте о цуги- аши, а заодно и о большей части традиционных стилей и школ боевых искусств Востока.
Говоря о тоби-коми, нам следует тотчас представить себе прекрасную речную лягушку, сильную и бодрую. Как известно, лучшие представители этих земноводных способны на удивительно быстрые и дальние прыжки, часто «многосерийные», но еще никто не встречал лягушку, которая бы упруго отскакивала от земли, словно теннисный мячик. В движении наша царевна — сама легкость и скорость, по приземлении же — воплощение устойчивости и основательности. Так же обязаны поступать и мы с вами, если хотим преуспеть в тоби-коми. Лишь расслабленная «погруженность» в фазе между двумя скачками предоставляет максимально благоприятные возможности бить, блокировать или смещаться в сторону. Завершение одного прыжка отнюдь не предполагает начало следующего. Может быть, я вообще вынужден буду совершить кувырок, спасаясь от чего-то нежданного и опасного. Хотя движения и переходят одно в другое без перерыва, как череда облаков, тем не менее каждая предыдущая фаза должна однозначно «умереть», прежде чем обернуться новой формой. Нельзя позволять нашей инерции (в том числе ментальной) катиться и бильярдным шаром, безостановочно и автономно. Рано или поздно такая вольная гулянка будет учуяна и подхвачена внимательным противником, а использована, соответственно, не в нашу пользу. Боевые искусства Востока требуют, чтобы нить вашей Ци струилась непрерывно и бесконечно, но — внутренне! Со стороны «танцы» должны иметь точки разрыва и мнимой неподвижности, как у сидящей лягушки или застывшего на одной ноге петуха. В жизни такие разрывы внешней формы ставят прозорливого «вычислителя» в тупик, лишая возможности прогнозировать дальнейшее развитие событий. «Попрыгун» предсказуем, будто отбойный молоток, но кто скажет, что вы учудите в следующий момент, если вы и сами этого не знаете?
Что касается боковых и диагональных ракурсов в перемещениях, то решительно все перечисленные аспекты остаются в силе и тут. С точки зрения техники, подвижки наискосок, а тем более вбок, предполагают использование всех вариантов позиции «всадника» как наиболее устойчивой и мощной. Именно просадкой в эти позиции достигается высвобождение максимальных энергетических ресурсов и, как следствие, нанесение самых действенных, поистине сногсшибательных ударов, вертикальных и горизонтальных.
Сами по себе прыжки в чистом виде не могут претендовать на главенство в обширной семье перемещений, а изначально обречены играть вспомогательные роли. То, что в спортивном каратэ или (особенно) тхэквондо приносит скорый и блестящий успех, в бою против вооруженного хотя бы палкой недруга принесет столь же скорую гибель, так как в свободном полете мы не в состоянии, подобно летучим тварям, подруливать и менять траекторию. Даже видя, что навстречу двинулся роковой клинок, нам остается наскоро попрощаться с зеленым миром и бодро вступить в царство теней. Речь идет, повторяю, о высоких и далеких прыжках. Вышеописанный тоби-коми в счет не идет, поскольку там практически нет потери контакта с землей, а сам «полет» слишком короток и непредсказуем заранее.