Любой каратист прекрасно знает и может показать, разбуди его хоть ночью, стандартную тройку блоков: агэ-уке (от верхних ударов руками), сото-уке (от ударов в средний уровень) и гедан-барай (защищает нижний уровень). Хотя боевая техника каратэ немыслима без этих движений. Но, когда каратэки спаррингуют или дерутся редко можно увидеть эффективное применение этих блоков, особенно, если противник не каратист.
Но ведь, наверное, эти движения не зря заложены в базу каратэ, как вы считаете? Может в них есть что-то, что недооценили и не вытащили на всеобщее обозрение?
Действительно, есть кое-что. Например, рассматривая выполнение движения в блоке аге-уке, можно заметить, что руки перед выполнением блока скрещиваются, образуя диагональную позицию (по Ю.Ю. Сенчукову), в которой верхняя рука делает сбив ладонью внутрь или наружу, а нижняя вполне может защитить середину и низ либо пробить нижний удар. Из этой позиции верхняя рука оттягивается к рёбрам, словно выполняя срыв, рывок руки противника, а нижняя влёт пробивает по этой руке всеми любимым движением классического агэ-уке, например, в зону чуть выше локтя, выводя её из строя и делая возможным любой бросок типа броска через бедро или спину, подножки, просто подвернувшись к противнику из конечного положения «блока», не останавливая движения и не прерывая натяжения захваченной руки противника. Но это вариант для тех, кто не боится входить в пространство противника решительно и дерзко.
Есть менее рискованный вариант, более простой и быстрый. Агэ-уке делаем локтем, а не предплечьем и, выдавив, руку противника из зоны поражения, сразу же контратакуем разгибанием руки ударом тэцуи в лицо (хоть по горизонтали, хоть по диагонали). Осознав эти два варианта и имея в наличии уже несколько лет нарабатываемый блок аге-укэ, можно придумать ещё много вариантов, которые при условии их отработанности смогут доставить хлопоты абсолютно любому неплохому ударнику.
Разберём сото-уке. Этот блок, в общем-то, самый естественный из всей троицы, однако и тут есть подводные камни. Даже отбивая мощным сото-уке удар противника внутрь и делая ему больно тем, что своим набитым предплечьем бьём по его руке в том месте, где она менее набита, мы используем потенциал этого блока не полностью. Вспомните, как мы трактовали увод руки в хикитэ для аге-уке. Здесь то же самое: прихват или полноценный захват запястья противника и ломание его локтя предплечьем руки, выполняющей блок. Вытягиваем несчастную руку неприятеля максимально в длину той самой рукой, что берёт захват (логично, да?) и бьём. Если я прихватил противника за левую руку левой же рукой, то вывести на слом или залом локтя можно без проблем. А вот если я взял на захват левой рукой правую противника, то что, отказаться от сото-уке? Нет, так же вытягиваем руку оппонента и мощно пробиваем по ней в район бицепса предплечьем движение сото-уке, вызывая жуткие болевые ощущения у врага, поле этого и цуки в «солнышко» будет очень в тему.
В гедан-барай принцип схож с агэ-уке с единственным отличием, что рука работает сверху-вниз из той же диагональной позиции. На гедан-бараи чётко видно, как сходна боевая техника каратэ с рубкой мечом. Примерно логика блока такая (для правого гедан-бараи): противник бьёт в низ живота рукой или ногой по прямой, каратист сбивает конечность врага чуть в сторону (куда удобнее по ситуации) движением левой нижней руки, находящейся в диагональной позиции и, прихватив ею сразу поле блока вражескую конечность, делает рывок на себя и движением гедан-барай отбивает руку (зона над локтем) или ногу противника (внутренняя часть голени или колена). Оттолкнувшись от первого удара, нанесённого по конечности эта же рука может пробить любой выгодный в данном моменте боя удар или же совершить толчок.
Это самые простые применения данных жёстких блоков, практически не отходя от базовой техники каратэ, не применяя каких-либо специальных дополнительных перехватов и передвижений. Единственный нюанс: требуется постановка захвата и рывка привычными движениями ухода руки в хикитэ.
Ложка дёгтя!! Все эти применения возможны только в случае, когда у каратиста есть настрой на бой до конца, двое сошлись – один упал и не поднялся. На фехтовальную манеру эти вещи положить можно, но наработать гораздо сложнее. Можно, естественно делать всё это в любых стойках, но, если человек не «посажен» на живот, не отцентрован работой с оружием, опять же, будет тяжело. Живые перемещения тоже очень и очень помогают, особенно на входе в приём, да и по ходу его выполнения, ну, это справедливо для всех техник. Кстати, в окинавских вариантах каратэ такого рода приёмы используются довольно часто.
Очень уважаю каратэ и каратистов, особенно фанатов каратэ. Всем каратистам, респект!
Азамат Чинасов
Челябинск
P.S. Уважаемые адепты славных школ каратэ (любых), прошу вас добавить в комментариях к статье нечто, что я по незнанию или просто, считая незначительным, наверняка, опустил в тексте. Ведь боевая техника каратэ неисчерпаемый источник вдохновения для многих.