Искусство стоек

Опубликовано: 8 декабря 2011 by # fightcoach Азамат Чинасов Челябинск# in Стойки и перемещения
Tags: ,

А. Несомненно, где-нибудь в дебрях до сих пор загадочного Востока найдется целый ряд стилей, исповедующих преимущество кривой спины над прямою, и согбенных позиций — над всеми прочими. Но мы, грешные, всё же постараемся придерживаться определенных общепринятых норм постановки тела, каковые для абсолютного большинства школ подразумевают прямизну позвоночника в качестве наиважнейшего отправного пункта всех дальнейших действий. Здесь сразу следует четко оговориться, что прямизна спины вовсе не означает её непременную и постоянную вертикальность, хотя в девяти случаях из десяти так оно и есть. Мы вольны наклоняться вперёд, вбок или откидываться назад, но — сохраняя (по возможности) ровный позвоночник. Это достигается не прогибом оного дугой, а использование поясничной степени свободы в качестве шарнира. К счастью, подобные изыски редки, и основную долю времени наш спинной хребет надлежит располагать не только прямо, но и строго вертикально, как будто мы подвешены за макушку на невидимом тросе. Новичкам поначалу требуется неусыпное внимание в слежке за собою, но этот этап короток, и скоро нарабатывается устойчивая и необратимая привычка держаться прямо в любых ситуациях. Как правило, «изнутри» такой переход отмечается как внезапное обретение приятной легкой раскрепощенности, при которой походка становится быстрой и невесомой, а повороты завершаются быстрее, чем успеваешь это осознать. Если внимательно поглядеть на фотографии, запечатлевшие для нас поучительный облик известных мастеров, практиковавших восточные боевые искусства всю сознательную жизнь, то первой бросается в глаза именно прямизна спины, и именно она чаще всего позволяет с первого взгляда отличить специалиста от замаскированных дилетантов. Однако заметим, что выгнутая колесом грудь и распахнутые плечищи совсем не означают искомой прямизны, напротив, этого следует всячески избегать как другой стороны той же медали, не меньшего извращения, чем сутулость, просто с иным знаком.

Формула прямизны позвоночника простая и ясная: для ‘ достижения идеала поясницу необходимо слегка подать назад, а бедра сдвинуть вперед, под себя, словно «поджимая хвост». Этим мы ликвидируем поясничный лордоз. Затем (опять же слегка) нужно сдвинуть лопатки друг к другу, выдавив тем самым среднюю зону позвоночного столба вперед и убрав грудной кифоз. Напоследок несильно притяните подбородок на себя, будто вы макушкой собрались подпереть небо. Таким едва уловимым «сбычиванием» низводится к нулю шейный лордоз. Если вдобавок ко всей этой занимательной анатомии вам удастся задействовать образ подвески за макушку, то ваш хребет станет прямым, как струна, подарив вам в награду неведомую дотоле легкость и поворотливость в движениях.

Разумеется, так выглядит лишь элементарная, упрощенная схема, на деле имеющая гораздо большее число всевозможных нюансов, требующих шлифовки и соблюдения. Но даже этого более чем достаточно для плодотворной и благодарной работы на многие годы. Те же, кто жаждет копать глубоко и самостоятельно, могут обратиться к литературе по тайцзи-цюань, список которой приведен в разделе «Литература», поскольку отчего-то все прочие авторы, пишущие о разных восточных боевых искусствах (в основном — японских) бу-дзюцу, считают проблему позвоночника как бы несуществующей и не стоящей внимания.

Читайте также:  Когда ничего не получается

Начинать, несомненно, лучше всего с твердокаменной статики, проводя в каждой из своих базовых стилевых стоек не менее 5-10 минут в абсолютной неподвижности, сканируя при этом мысленным взором геометрию тела на предмет соответствия идеалу, и концентрируя свой прыгучий ум если не в тандэн, то хотя бы на область хара вообще. В этой работе неоценимую услугу окажет большое стенное зеркало, отражающее фигуру целиком, от головы до пят, что позволит легко корректировать неизбежные ошибки, ибо внутренний взор дает, как правило, картинку, разительно не похожую на реальность. Только не увлекайтесь использованием зеркал, чтобы вовсе не потерять свой «автопилот», поскольку летать-то предстоит как раз на нем.

После того, как вы достигнете успеха в статике, переплюнув всех шаолиньских монахов вместе с их наставниками, переходите к шагам и поворотам, имея главной и единственной (до поры) задачей одну только прямизну спины. Когда вы станете перемещаться в любых направлениях и любым способом, постоянно ощущая вертикальную ось хребта как иглу, на которой свободно вращается компасная стрелка тела, можете поздравить себя с маленькой победой и, как в компьютерных играх, переходить на следующий уровень.

Б. Если под воздействием какой-либо неодолимой внешней силы (или не справившись с собственной инерцией) вы начинаете терять равновесие и чувствуете, что вот-вот рухнете наземь, то спасение возможно получить двумя разными способами.

Первый используют такие восточные боевые искусства, как тайцзи-цюань, айкидо, большинство школ дзю-дзюцу и прочих «непротивленческих» систем. Его суть состоит в несопротивлении атакующей силе, каковая может являться в двух ипостасях — толкающей и тянущей. Здесь, опять же, возможны варианты. Так, я могу полностью отдаться во власть стихии, в какую бы сторону она меня ни несла, и попросту уйти на укэми, что и проделывают миролюбивые айкидоки, навлекая на себя подозрения в игре в «поддавки». На самом деле человеку, поднаторевшему в искусстве кувырков, гораздо проще улететь мягким кубарем далеко в сторону и начать игру снова, заняв оборонительную позицию и внеся соответствующие поправки. Обычно так поступают при мощных рывках и протяжках, ибо, строго говоря, лучшего выхода тут не существует. Толчки также можно воспринимать как своеобразную помощь для разгона перед укэми, но можно и пропустить мимо себя в пустоту путем легкого поворота на месте или отшага вбок — сочетаний и вариаций предостаточно. Именно такая игра в Инь-Ян характерна для прикладного тайцзи-цюань, когда атакующий противник внезапно обнаруживает бездонную яму там, где только что стояла каменная стена. Но что делать, когда вы цепко схвачены за одежду, и вас начинают заламывать вперед, назад или куда угодно, либо вы сами попались на толчке с перспективой неконтролируемого полета?

Второй вариант восстановления утраченной стабильности предполагает активные действия, я бы даже рискнул сказать — противодействие, хотя ни о какой борьбе «сила на силу» речи быть не может. Коль скоро между вами и противником сложился плотный контакт, то не только ему позволено воздействовать на ваш центр тяжести, но и вам — на его, что и следует немедленно реализовать. В подавляющем большинстве случаев агрессивное усилие направлено параллельно земле, а потому мы можем легко изменить вектор, внеся вертикальную составляющую, направленную либо вверх, либо вниз. При этом равнодействующая сила, как и положено, рванет нападавшего наискосок в ту же сторону.

Читайте также:  Продолжаем изучать нюансы перемещений

Запускать усилие вверх выгодно не всегда, а лишь в тех случаях, когда вы подверглись резкому воздействию без образования жесткого захвата. То есть речь идет о коротком толчке или рывке, после которого противник предоставляет вам полную свободу падения. Ваш ответ при этом является обыкновенным подскоком — вы мягко приземляетесь на новом месте, словно подброшенная кошка, и начинаете люто мстить.

Гораздо чаще приходится обретать потерянное равновесие посредством просадки вниз в любую из широких устойчивых стоек. Данный маневр способен выручить, если обыкновенный сильный человек (о монстрах речи нет) крепко ухватил нас за одежду или даже за горло, и хочет начать борьбу. Неважно, тянет он при этом, толкает или крутит — главным здесь является неразрывный контакт, на обеспечение которого именно он затрачивает часть своих сил и внимания. Вам остается в этой ситуации лишь неожиданно и глубоко просесть вниз, как он тут же неминуемо потеряет устойчивость, ибо удержать на вытянутых руках все ваши десятки килограммов веса не сможет никто, разве что исчадие ада во плоти. Если же вы одновременно с просадкой скользнете немного вбок или добавите вращательный момент, то песенка его спета окончательно, но — лишь на доли секунды, за которые вам предстоит надежно нейтрализовать агрессивный запал любым доступным способом, в полном соответствии со своей квалификацией и моралью.

Восточные боевые искусства просты, если учиться шаг за шагом, не пропуская ступеньки обучения.

К сказанному могу добавить только то, что вам незачем устраивать проверку эффективности предлагаемых действий — они испытаны множество раз и замечательно работают в самых неблагоприятных условиях, ввергая противника в вашу власть казнить либо миловать. Кстати, если вас сгребли за грудки, то можно искренне порадоваться удачному повороту событий, поскольку в этом случае хвата- тель совершенно беспомощен и открыт для любых неотразимых (ручки-то заняты) и действенных контрмер с неограниченной степенью поражения, от мягкого дружеского пинка до смертельного удара в жизненно важную зону.

Итак, подводя краткий итог, можно сформулировать закон восстановления равновесия следующим образом:

Любые сбивающие горизонтальные усилия нейтрализуются своевременно приложенными вертикальными, а всякая неожиданная горизонтальная подвижка гасится и преобразуется подъемом или опусканием центра тяжести, чаще всего — резким прыжком вверх или расслабленным сбросом вниз.

 

  1. Александр:

    Искусство стоек — это действительно настоящее искусство, основа, с которой надо начинать, что-то вроде фундамента, если хорошо стоишь на ногах, то и голова будет целее, спасибо за замечательную статью.Не за что, самому нравится.